Среда 7 Декабря 2016
Главная Новости в Киеве Власть

100 граммов перед сном в автобусе: откровения столичных водителей маршруток

22 Июня 2007, 08:22  Версия для печати  Отправить другу
×
100 граммов перед сном в автобусе: откровения столичных водителей маршруток http://www.segodnya.ua/img/article/589/55_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/589/55_tn.jpg Власть По самым скромным подсчетам специалистов, на маршрутках сегодня ездит не менее миллиона пассажиров в день — это 40% от всего количества перевезенных наземным транспортом. "Сегодня" поговорила по душам со столичными водителями.
100 граммов перед сном в автобусе: откровения столичных водителей маршруток

По самым скромным подсчетам специалистов, на маршрутках сегодня ездит не менее миллиона пассажиров в день — это 40% от всего количества перевезенных наземным транспортом. "Сегодня" поговорила по душам со столичными водителями.

В Киеве грядет маршруточная революция. После серии масштабных аварий власти таки решили заняться ими вплотную. После нашей публикации, им уже настоятельно рекомендовали не превышать скорость в 50 км/час и держаться обочины, а не высовываться в самую скоростную полосу движения. В будущем же маршруточников "перепишут", заведя на всех досье.

Как рассказал нам начальник коммунальной службы перевозок Сергей Мушта, город планирует создать полную базу водителей бусов, которые работают или работали в Киеве, чтобы контролировать, каких шоферов к себе на работу берут перевозчики — перед приемом на службу они будут обращаться в службу перевозок, где им предоставят полную информацию о том, где работал данный человек, почему покинул (или был уволен) бывшее место работы. По словам Сергея Борисовича, руководителям предприятий-перевозчиков довольно часто приходится увольнять нерадивых водителей. Причины разные. Однажды шофер пришел, день поработал, всю выручку забрал и скрылся. Довольно часто "водил" увольняют по жалобам пассажиров: один скорость постоянно превышает, другой льготников не хочет перевозить и грубит инвалидам-пенсионерам (по правилам, маршруточник должен брать 1—2 льготника, в зависимости от габаритов машины). Реагируют на недовольство, потому что при частых жалобах киевским властям у перевозчика могут просто отобрать лицензию.

Также вскоре хотят сделать остановки маршруток фиксированными — для этого в КГГА создана рабочая группа. Остановки "по требованию" останутся, но для них будет четкое место, обозначенное табличкой. Проект такого новшества служба перевозок даст на рассмотрение на одну из ближайших сессий Киеврады.

ХОЧЕШЬ НЕ ХОЧЕШЬБ А 630 ГРИЕН В ДЕНЬ ОТДАЙ! У многих из нас при мысли о водителе маршрутки всплывает образ злюки и хама: "Да он посреди дороги остановится, лишь бы "гривню" подобрать!", "За пассажира удавится, битком набивает маршрутку, лишь бы больше заработать", "Видит, как "рубль" с тротуара машет, и несется, подрезая всех на свете".

ЗАРАБОТКИ. "Приличный водитель на такую зарплату (1500—2000 грн.) не пойдет, — считает начальник коммунальной службы перевозок Сергей Мушта. — Это проблема не только Киева и Украины. Знаю, что в Москве ситуация с водителями еще плачевнее — на маршрутках работают лица кавказской национальности, а коренным жителям это не нравится. У нас такого нет, но киевских водителей почти не встретишь. По приблизительным подсчетам, выручка на маршруте в среднем за день составляет 600-800 грн. Из них 200-300 гривен идут на заправку машины топливом на следующую смену (получается, закупают по 60 литров, чтобы проехать в день более 200 км. Расход же топлива — 25 литров на 100 км), еще 300 грн. отдают за лизинг машины или кредит, плюс растраты на внеплановые и плановые ремонты, содержание базы маршрутного предприятия. По сути, после этих растрат от выручки остается только сумма на зарплату водителям — 100-300 гривен". Везет тем, кто ездить на газу. Тогда уходит только 130 гривен в день, но таких авто становится все меньше, в основном же ездят "дизельные" "Богданы".

Сами маршруточники тоже называют такие суммы, но, говорят, день на день не приходится. "Хочешь-не хочешь, а 630 гривен за смену отдай, остальное — себе. За рабочий день набегает 50-150 грн, иногда раза в два больше," — признался Владимир, маршруточник из Винницы. Понятно, почему водители не хотят брать пенсионеров-бесплатников и летят к каждой поднятой руке даже постреди маршрута. Потому в маршрутах часто нет билетера, и это становится причиной ДТП, — с ним нужно делиться — отдать где-то треть от выручки. В итоге водители пытаются сами обилечивать пассажиров, причем на ходу, поскольку есть жесткий график пути, из коего запрещено выбиваться, отвлекаются от дороги и, понятное дело, въезжают в столбы.

Водители видят выход в том, чтобы им сделали фиксированный заработок за день и определили четко часы работы. "Если я буду знать, что всегда получу 150 гривен в день, тогда бы не торопился, брал льготников и кассира. Но начальство только и знает, что свою долю взять", — высказал общую мысль заробитчан маршруточник Николай. 

НОЧУЮТ В ГАРАЖАХ И МАРШРУТКАХ. Иногда водители, чтобы сэкономить на проживании, ночуют прямо в маршрутках. "Месяц назад спал всю ночь в бусике, в общаге жарко было, — говорит Владимир. — Неудобно, седушки твердые, ноги нормально расправить нельзя, дверь не закрыл из-за жары, от каждого шороха рядом просыпался". По его словам, некоторые его коллеги ночевали в авто не раз: "Если на ночь граммов по 100-200 "тяпнуть", то спится хорошо. Да и новички по-началу берегут деньги". Потом заводят знакомства с коллегами, снимают квартиру по 4-6 человек, некоторые ночуют в общежитиях при автопарке или в гаражах.

ИКОНКИ У ВОДИТЕЛЕЙ. Чтобы на дороге было поменьше проблем, маршруточники запасаются оберегами и амулетами. Однако далеко не все верят в их чудодейственную силу. Образы святых, чаще всего Богоматери и Николая Чудотворца, говорят, вешают по совету шефа или из-за моды. Лишь небольшая часть перевозчиков сами крепят иконы, такие обычно выбирают необычных святых. К примеру, старца Серафима Саровского. Или крепят Николая Угодника, но не просто бумажный лик, а деревянный образок. В некоторых автопарках освящают новые машины перед тем, как выпускать их на маршрут. Верят, что аварийных ситуаций с такими микроавтобусами меньше.

У маршруточника Александра иконки прикреплены так, что все время перед глазами. Говорит, ощущает их взгляд и помощь. Может быть, именно эти иконы и берегут его от аварий. Правда, в одной он все же побывал. Стоял на месте, когда в бок врезалась другая маршрутка. "Водитель стал доказывать свою невиновность, мол, я его подрезал, но милиционеры провели экспертизу и доказали — моей вины нет. Так что виновнику пришлось ремонтировать микроавтобусы. Это божественные силы справедливо рассудили", — говорит Александр.

ВИКТОР (МАРШРУТКА №445): "У МЕНЯ БЫЛ САМЫЙ ЩЕДРЫЙ ПАССАЖИР"

За баранкой работает 10 лет, он — представитель "редкого вида" водителей-киевлян, коих в столице днем с огнем не сыщешь. "Ничего другого делать не умею, к тому же люблю крутить руль", — говорит мужчина. Конфликтов с иногородними у него не было, а киевлян больше на маршрутах не встречал. Если кто и завидует, что мужчина местный, — семья рядом, квартира есть, — то в открытую ничего не высказывает. Все дружат.

Есть у Виктора история о самом щедром "клиенте": "На конечной остановке пассажир вскочил в маршрутку, заплатил за все свободные места (15 грн.) и крикнул: "Поехали!" Я так и сделал. Едем, никого не подбираю — все ж оплачено. На полпути пассажир заметил, что без остановок. Удивился, говорит: "Можешь брать других!" Таких щедрых попутчиков за 10 лет я больше не видел. Пассажиры в основном хамовиты, лишь 10% из них уважают водителя. Остальные относятся к нам, как к роботам — бросили 2 грн.  и молчат, а ты догадывайся, сколько сдачи давать, иногда еще и требуют, чтобы принес ее лично!"

ПЕТР (МАРШРУТКА №22): "МЕЧТАЛ БЫТЬ ЛЕТЧИКОМ"

Приехал в столицу шесть лет назад, живет на съемной квартире. Родом из города Джезказган в Казахстане. Киев понравился, вот и остался. В детстве мечтал быть летчиком. Особенно после того, как смотрел фильмы о войне. Но стал водителем. Двадцать лет назад впервые сел за руль автобуса. Водителем маршрутки работает несколько лет.

"График удобный, два дня на работе, два выходных", — говорит Петр. На линию выходит в 7 утра, заканчивает в 22.00. Если задерживается, его домой везут на специальной маршрутке-развозке. "Есть для нас и ночлежка на улице Электриков, в гараже. Не самое удобное место, но спать можно".

СЕРГЕЙ (МАШРУТКА №442): "НА КРАСАВИЦ СИЛ НЕТУ"

На линии работает почти год. Приехал из Крыма три года назад. В свои 25 лет Сергей имеет пятилетний водительский стаж. В родном городе Саки закончил курсы и получил права на несколько категорий. Первое время ходил по столице с картой. За год выучил все переулки на правом берегу.

"Работа собачья. Сажусь за руль в 7 утра, а встаю в 23.00. Думаете, много денег зарабатываю? Бывает в день 20 гривен, бывает и 150, раз на раз не приходится", — говорит Сергей. У парня есть невеста, живет в Москве. Видятся они очень редко. Тем временем водитель заглядывается на киевлянок. "Иногда вижу симпатичную пассажирку. И хотел бы познакомиться, но днем не до этого, а вечером уже сил нету", — вздыхает водитель.

СЕМЕН (МАРШРУТКА №587): "НУЖНО БЫТЬ НАРКОМАНОМ"

Полгода назад приехал в столицу из Кировограда за новыми возможностями. С двумя земляками снимает жилье в Пуща-Водице. Домой ездит каждые три недели, говорит, скучает за семьей (жена и двое детей-подростков), но в Киев бы не перевез их — трудно здесь жить, нервно, а чтобы квартирой обзавестись, нужно, по его подсчетам, 20 домов в родном городе продать таких, как у него.

По образованию, как из анекдота, — бульдозерист-комбайнер, раньше на тракторе ездил, потом на автобус пересел. "Ужасная работа. Пробки, аварии. Город огромный, не знаешь, куда ехать. Тут только наркоман выдержит, утром укололся — и едь", — шутит водитель.

ФЕДОР ДИМОВ (МАРШРУТКА №191): "КАК В РУБКЕ ПАРОХОДА"

В Киев приехал месяц назад из Измаила. Его сын строит себе дом в столице, позвал отца помочь. Родители хотели, чтобы Федя стал парикмахером или портным, а сам он всегда хотел быть водителем. Любовь к технике взяла верх. На маршрутке работает недавно, устает зверски. "Так шумно, как в рубке парохода, где постоянно работают моторы. Невыносимо просто. Работу заканчиваю к полуночи, пока доберусь к себе, падаю и засыпаю, как труп — ничего не слышу. Утром с трудом улавливаю звук будильника", — рассказывает Федор. Говорит, скоро думает поменять работу.

ГРИГОРИЙ (МАРШРУТКА №719): "ВАС ВЕЗЕТ МАЙОР МИЛИЦИИ"

Водить "бусик" начал 5 лет назад, после выхода на пенсию. До этого носил погоны майора милиции, а с детства мечтал крутить баранку, как его браться. Говорит, страдает от льготников. Не потому, что не уважает больных и инвалидов, просто много симулянтов. "Кто был возле реактора на Чернобыльской АЭС, того уже в живых нет, а он моложе меня и кричит, что ликвидатор", — сетует 56-летний водитель. Говорит, часто заходят сразу по несколько льготников, чуть ли не дерутся — кто первый поедет. Но работу менять не хочет. "Единственное, что поменял бы — жену, на более молодую", — шутит Григорий.

ПРИ СССР ВОЗИЛИ ЗА 10 КОПЕЕК. Маршрутные автобусы возили горожан с незапамятных времен и при СССР — например, от кинотеатра "Лейпциг" до ст. м. "Святошин" ходили "Рафики" со стоимостью проездки всего 10-15 коп. Правда, тогда количество маршрутных микроавтобусов не было столь многочисленным, как сегодня. Киевляне помнят маршрутные таксомоторы — большие автобусы, которые ездили с остановками по требованию на дублирующих троллейбусы и автобусы маршрутах и брали двойную цену за проезд. В основном же при Союзе маршрутки связывали популярные у жителей объекты, к которым нельзя было добраться без пересадок, к примеру, в Москве можно было на миниавтобусиках проехаться от одного большого магазина до другого. Еще такие автобусы ходили от парков, выставок к станциям метро. Проезд стоил в три-семь раз дороже, чем в обычном транспорте.

Говорят, первая современная маршрутка в Киеве появилась в 1996 году. Тогда на столичные улицы вышли желтенькие "Газельки", спустя несколько лет "бусики", как иногда называют, разного "калибра" сильно "размножились". Популярность среди киевлян снискали тем, что ездили быстрее, чем общественный транспорт, меньше останавливались, еще и маршруты соединяли — то есть, можно было добраться в разные точки без пересадок.

За эти годы маршрутки то поощряли, то боролись с ними. Город то "Газельки" с маршрутов убрал, то кондукторов посадил. Не раз обещали запретить этот вид транспорта, но, судя по популярности, он неискореним.

РОДОМ ИЗ АМЕРИКИ. Едва ли сейчас возможно точно сказать, где появились первые маршрутные такси, но многое указывает на США как на место их возникновения в начале XX века. Тогда они следовали за муниципальными трамваями, подбирая пассажиров, недовольных качеством обслуживания и высокой стоимостью проезда. Частники брали за проезд меньшую плату!

С увеличением количества частных автомобилей на маршрутки спрос упал. И все-таки во многих городах мира частные микроавтобусы до сих пор курсируют в отдаленных от центра районах. Этот вид транспорта пользуется популярностью в странах Африки, Азии и в постсоветских государствах. В Турции система организации маршрутного транспорта такая же, как в Украине: разветвленная сеть частных маршрутов, достаточно агрессивная манера вождения, пассажиры так же "передают деньги за проезд", только стоит он дороже — не 30 центов, как у нас, а в среднем 75. Но и заработки в Турции повыше наших.

ВИДЫ МАРШРУТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ: 

ИНТЕЛЛИГЕНТ. Этот громко объявляет остановки. Практически всегда в хорошем настроении. Одет в рубашку, чаще белую. К пассажирам относится с уважением. От него можно услышать "ваша остановка" и "будьте добры". В дождливую погоду старается приостановить у бордюра, чтоб пассажиры не замочили ног. Едет быстро, но аккуратно. Встречается крайне редко.

КЛОУН. Весельчак. Особенно галантен с дамами. Останавливает, при необходимости, через каждый метр. Охотно поделится жизненным опытом и приукрасит путь анекдотами. Бывает на коротких маршрутах на сравнительно тихих улочках, на срочные просьбы об остановке реагирует медленно и спокойно, давая шутливое напутствие: "Не торопись, а то не туда успеешь".

ШУМАХЕР. Его автобус "швыряет" по дороге — резко трогается и не менее неожиданно тормозит. Объезжает машины, как попало, нередко ездит наперегонки с коллегами. За словом в карман не лезет. Бодрым голосом предложит пассажирам сгруппироваться и наберет в салон еще столько же. В его салоне играет шансон и можно приметить надпись "10 минут страха — и ты дома". Чуть ли не половина.

ТРАКТОРИСТ: Столько же, сколько "шумахеров". Едут, не зная дороги и правил, в грязных джинсах и с легким чесночно-перегарным амбре. На замечания пассажиров реагируют в основном спокойно, а-ля "Тихо, Маня, счас поедем". Ямки не объезжают, пассажиров бросает по салону из стороны в сторону.

ШАМАН. Таких на дороге мало. Их рабочее место – это логово почитателя фэн-шуя. Там можно увидеть различные амулетики от сглаза, монетки, видимо, чтоб заработок был хороший. Маршрутка едет по принципу — "пускай весь мир подождет".

КРЕМЕНЬ. Молодой или среднего возраста человек, чаще водитель по специальности с немалым стажем. Наматывает круги по маршруту, особо ни на что не обращая внимания. Даже на ваш крик: "КУДА??? Я же просила на остановке!!!"


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Авторы: Фонтаний Екатерина, Кравченко Ольга, Недопитанская Юлия, Афанасиенко Елена
Тэги: киев

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка:     

  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Кировоград
  • Киев
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Симферополь
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Черновцы
  • Чернигов
Сегодня
Завтра
Послезавтра
Лента новостей
Анонсы пресс-студии