Четверг 8 Декабря 2016
Главная Новости в Киеве Власть

Десятинной церкви — 1015 лет: за все времена ее раскапывали четыре раза

5 Мая 2011, 07:20  Версия для печати  Отправить другу
×
Десятинной церкви — 1015 лет: за все времена ее раскапывали четыре раза http://www.segodnya.ua/img/article/2475/45_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2475/45_tn.jpg Власть Археологи обнаружили миллионы исторических находок.
Десятинная. Историки считают, что она разрушилась в декабре 1240 года от наплыва людей, прятавшихся от войск хана Батыя. Хотя есть версия, что ее разрушила орда
Десятинная. Историки считают, что она разрушилась в декабре 1240 года от наплыва людей, прятавшихся от войск хана Батыя. Хотя есть версия, что ее разрушила орда

Археологи обнаружили миллионы исторических находок.

Через неделю исполнится 1015 лет со дня освящения Церкви Пресвятой Богородицы Десятинной. Случилось это 12 мая 996 года — сразу после окончания строительства первого на Руси каменного христианского храма.

Дату выбрали не случайно: именно 12 мая христиане чтят память мучеников Федора и Иоанна (по легенде, Десятинную церковь решили возвести на месте гибели этих двух варягов, когда Федор отказался отдавать своего сына Иоанна в жертву языческим богам и тем самым воспротивился княжеской воле, после чего их убили. — Авт).

Эту церковь посвятили Пресвятой Богородице, но так ее почти никто не называл. Она получила приставку "Десятинная" — из-за того, что князь Владимир выделил на ее строительство и развитие десятую часть всех своих доходов.

Просуществовала первозданная церковь в общей сложности немногим более двух столетий, пока в декабре 1240 года она не разрушилась во время нашествия на Киев войск хана Батыя. Многие киевляне спрятались в церкви, как в последнем оплоте обороны города, стены не выдержали наплыва людей и рухнули, погребая под собой обороняющихся. Правда, по поводу причин обрушения церкви до сих пор спорят: есть версии, что ее разбили осадные орудия Батыя. "Сейчас придерживаются мнения, что церковь все же рухнула из-за людей. При осаде они могли находиться на крыше и на втором ярусе, а церковь была рассчитана на значительно меньшее количество прихожан. Она не выдержала нагрузки и разрушилась", — объяснил нам начальник археологического отряда раскопок Десятинной церкви Виталий Козюба.

За все времена Десятинную церковь раскапывали четыре раза. "Впервые — в XIX веке, потом — в 1908—1914, 1937—1939 и в последний раз — с 2005 по 2010 годы. За все это время на месте храма и его окрестностей были обнаружены миллионы находок. Большая часть найденных в последнее время вещей хранится у нас, а некоторые другие можно увидеть в музеях Киева", — говорит Козюба. Полюбоваться находками можно в музеях Истории Украины, Исторических драгоценностей, в Софии Киевской и "Эрмитаже" в Санкт-Петербурге: "Там экспонируют фрагменты фресок Десятинной церкви, найденные советскими археологами".


Местами археологи углубляются в древнюю землю на 7 метров, находя следы рва, окружавшего город

Последние раскопки знаменитого храма закончились в сентябре прошлого года. Защитный павильон, которым для сохранности накрывали место раскопок, демонтировали. Но что делать дальше, пока непонятно. "После раскопок должна была начаться музеефикация фундамента Десятинной, где бы можно было демонстрировать все находки. Но пока мы засыпали остатки фундамента землей, чтобы хоть как-то уберечь их от разрушения. Что делать со всем этим дальше, будем уже ориентироваться на утвержденную концепцию, которую выбирают на конкурсе", — рассказал нам руководитель экспедиции раскопок Десятинной церкви Глеб Ивакин.

На сегодня неизученных археологами участков осталось очень мало. Одно из самых больших белых пятен... липа Петра Могилы. Но раскапывать землю под ней вряд ли когда-нибудь будут. "Своими корнями она хранит все, что под ней находится. На корни мы натыкались даже в нескольких метрах от дерева и они иногда нам даже мешали", — смеется Виталий Козюба.  

СУДЬБА ХРАМА: ВСЕ РЕШИТСЯ 13 МАЯ


Церковь Стасова. Тоже разрушили

Скандал с постройкой нового храма на месте Десятинной церкви разгорелся в 2005 году, когда тогдашний президент Виктор Ющенко подписал указ о ее восстановлении. На это из госбюджета планировали выделить 90 млн грн.

Напомним, храм восстанавливали уже дважды и оба раза это закончилось разрушением. Впервые Десятинную частично восстановил митрополит Петр Могила в 1636 году, а затем в 1842-м и эту деревянно-каменную церковь разрушили для строительства большого храма по проекту петербургского архитектора Стасова. Новый храм, хоть и не был даже отдаленно похож на первую Десятинную, простоял до прихода советской власти, которая разобрала храм в 1936 году.

В конце зимы нынешнего года городские власти тоже объявили блицконкурс на лучшую концепцию культурного, архитектурного и художественного восстановления памятника археологии национального значения "Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века". Но в условиях конкурса значилось, что архитекторы должны предусмотреть возможность проведения религиозных служб, против чего сразу выступили археологи и общественность. Ученые обращали внимание на то, что новое строительство над фундаментом окончательно разрушит его остатки, точный вид церкви так и неизвестен, а киевляне хотели оставить за собой любимое место отдыха и истории города. Судьба Десятинной решится до 13 мая, когда подведут итоги конкурса, в котором участвуют 10 архитектурных коллективов. Среди предложений архитекторов — строительство платформы над фундаментом для нового храма, голографическое восстановление (по вечерам над фундаментом хотят проецировать с помощью света виртуальный храм) и даже строительство подземного музея.

ФРЕСКА КНЯЗЯ


Роспись церкви. Ее делали специально вызванные византийцы

Этот уголок, наверное, одна из самых ценных находок на остатках фундамента Десятинной церкви за последние годы. Такого большого фрагмента внутренней росписи храма, которой любовались еще глаза автора идеи постройки церкви — князя Владимира — еще никогда не находили. Его размеры: 75 см в длину и 35 см в ширину. На сегодняшний день эти фрески — самые древние в Восточной Европе. Это достоверно датированные росписи эпохи средневековья. Они были сделаны в 989—996 годах.

Краски, которыми расписывали внутреннее убранство Десятинной, до сих пор такие же яркие, как и тысячу лет назад: на одной стороне сохранился черно-белый растительный орнамент, а на другой — яркий цветочный медальон. Археологи считают, что роспись могла находиться на углу столпа или выступа стены. А нашли фрагмент по счастливой случайности всего в нескольких метрах от церкви в 2010 году: во времена Киевской Руси в Киеве часто наблюдались небольшие землетрясения, и фрагмент колонны во время одного из них упал на землю в XI веке. Древние киевляне тогда не посчитали нужным убирать последствия землетрясения, а попросту присыпали их землей.  

КУРГАНЫ КИЕВЛЯН


Древняя киевлянка. Была похоронена в деревянной колоде

Раньше на месте святой церкви в X веке было большое языческое кладбище, где хоронили древних киевлян. Во время всех археологических раскопок, в районе Десятинной церкви их нашли около сотни. Это женское захоронение X века обнаружили одним из последних всего в метре от стены Десятинной церкви. Оказывается, тогдашних жителей Киева хоронили под земляными курганами от 1,5 до 3—4 метров в высоту. В землю их клали на спину и, почти как сейчас, со сложенными на груди или выпрямленными руками. Гробы были разными: киевлян-язычников клали просто в землю, накрывая яму досками, или хоронили в колодах (распиливали ствол дерева вдоль, в одной из половин вырезали выемку, куда клали покойника, а затем накрывали второй половиной ствола. — Авт.). Во время похорон будущую могилу "очищали" огнем и приносили над ней в жертву богам животных. В могилы для человека клали все самое "необходимое" на том свете: археологи находили в могилах украшения, домашнюю утварь, деньги, праздничную одежду, а иногда все это клали не в саму могилу, а в земляной курган над ней.  

ГОРШОК ИЗ ПРОШЛОГО


Еда на том свете. Клали у изголовья

Этот горшочек нашли в могиле древней киевлянки, которая оказалась прямо под церковью и чудом уцелела при строительстве. Археологи до сих пор не нарадуются его удивительной сохранности, ведь горшок лежал абсолютно без защиты под толщей земли в 2 метра. Нашли его у головы женщины и считается, что в него положили еду для покойницы, чтобы ей было что кушать в "другом мире". Содержимое горшка, естественно, не сохранилось.  

НОЖКА И НАДПИСЬ


Пракирпич. Сохранил след ножки

В Х веке, когда строили Десятинную церковь, современного кирпича на Руси еще не знали, и древние строители возводили храм из плинфы. Этот прямоугольный, толщиной в сантиметр, "пракирпич" использовался вместе с камнем. Таких плинф при раскопках церкви нашли много, — несколько стали музейными экспонатами. Плинфа конца Х века, которую нашли в 2008 году, сразу стала знаменитостью: две выцарапанные ножом буквы на еще сырой плинфе, из которых составляется слог "ЩИ", были признаны древнейшей сохранившейся надписью на Руси!

Ученые считают, что надпись могла означать первый слог слова "считай", то есть это было напоминанием строителям, что плинфы еще нужно пересчитать, или цифрой 708, ведь в те времена цифры обозначали буквами.

Второй знаменитой плинфой можно назвать "кирпичик" с отпечатком ножки маленького киевлянина. По всей видимости, когда будущую глиняную плинфу положили на солнце сохнуть, рядом пробегал полуторагодовалый ребенок и, пока глина была еще мягкой, случайно вступил в нее ножкой. Правда, это не помешало строителям использовать "детскую" плинфу при строительстве — более тысячи лет "кирпичик" пролежал в стене Десятинной церкви.

ДРЕВНИЕ "МЕТРЫ"


Печь. Земля вокруг до сих пор обожжена

Примерно между фундаментом Десятинной и языческим погребением в 2009 году археологи нашли жилище горожанина, построенное в VIII веке, — одно из самых древних в Киеве! От него осталась только глиняная печь размером метр на метр, которая находилась у двери дома, чтобы дым быстрее выветривался из помещения, и служила для приготовления пищи. Археологи обнаружили, что печь изначально была гораздо меньше, но, видимо, когда семья стала больше, ее расширили, а стенки укрепили осколками старой посуды. Сам дом был размером 3 на 4 метра и наполовину — землянкой: он углублялся в грунт на 1,2—1,3 метра.  

ТАЙНИКИ ЦЕРКВИ


След колодца. Золота так и не нашли

Многие археологи пытались, кроме прочего, найти и церковные святыни Десятинной. В ХVІІ—ХVІІІ веках люди искали расположение престолов храма с закладными святынями, а уже современные археологи нашли свидетельства этих поисков: примерно по центру трех апсид церкви рыли ровные глубокие колодцы, но золота, ценностей и святынь там так и не оказалось. Зато ученым удалось обнаружить две прямоугольные ямы до 4 метров в глубину, в одной из которых прятались киевляне во время нашествия татар на Киев. В этих ямах археологи еще довоенного времени нашли скелеты жертв обрушения церкви: женщину со свертком ее драгоценностей и мальчика, пытавшегося спасти свою собаку.  

ПОСЛЕДНИЙ КНЯЗЬ


Воин-князь. Похоронен с мечом

В далеком 1939 году советские археологи нашли под Десятинкой захоронение в деревянном саркофаге. Внутри него — мужской скелет погребенного по христианским обычаям в церкви — с мечом в деревянных ножнах с серебряным наконечником. Советские ученые приписывали могилу Ростиславу Мстиславовичу, погибшему в 1093 году и похороненному в Десятинном храме последним из членов княжеской семьи (считается, что в Десятинной похоронены также Владимир, его жена Анна, его мать княгиня Ольга, князья Ярополк и Олег Святославовичи и сын Ярослава Изяслав. — Авт.). Споры ведутся до сих пор, но опровергнуть предположение пока никому не удалось.

ЯЗЫЧЕСКИЙ РОГ ДЛЯ УЗЛОВ


Участник обрядов. Сделали в Х веке

Одной из самых интересных находок последних лет можно смело назвать кочедык. Этот костяной рог нашли неподалеку от церкви в одном из языческих захоронений. Его сделали в середине Х века и поместили в курганную насыпь над могилой. На кочедыке скандинавские мастера, с которыми торговали древние киевляне, вырезали мифических животных и замысловатые растительные орнаменты. До наших дней он дошел немного обгоревшим: археологи считают, что он стал участником языческого обряда и даже побывал в погребальном костре. А носили кочедык на поясе в качестве украшения, но была в нем и польза: с его помощью человек мог развязывать узлы у себя на одежде, обуви и на мешках. Также кочедыком плели лапти, и была даже пословица: "он такой работящий, что умер с кочедыком в руках".


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Сначева Владислава

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка:     

  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Кировоград
  • Киев
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Симферополь
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Черновцы
  • Чернигов
Сегодня
Завтра
Послезавтра
Лента новостей
Анонсы пресс-студии