Четверг 8 Декабря 2016
Главная Новости в Киеве Власть

Киев 100 лет назад: город на семи базарах

8 Июня 2011, 14:56  Версия для печати  Отправить другу
×
Киев 100 лет назад: город на семи базарах http://www.segodnya.ua/img/article/2522/84_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/2522/84_tn.jpg Власть Торговцы на рынках надували мясо воздухом, торговали "пиратскими" детективами, фрукты отпускали сотнями, а сметану продавали ведрами.
Бессарабский рынок в Киеве
Бессарабский рынок в Киеве

Торговцы на рынках надували мясо воздухом, торговали "пиратскими" детективами, фрукты отпускали сотнями, а сметану продавали ведрами.

В начале ХХ века главными киевскими рынками был Троицкий (на его месте сейчас расположен НСК "Олимпийский"), рынок на Владимирской площади (сейчас там Дворец "Украина") Еврейский базар на Галицкой площади (на этом месте теперь цирк), Житний, Лукьяновский и базарчик на Львовской площади. В 1912 году появился первый в Киеве крытый рынок – Бессарабский. Кроме того, на ул. Степановской (теперь это ул. Старовокзальная) торговали дровами и углем, а между Верхним и Нижним Валом – свежей рыбой.

АССОРТИМЕНТ И ТРАДИЦИИ. Как и сейчас, киевлян привлекали на рынках дешевые продукты. Если в бакалейной лавке фунт (400 гр.) подсолнечного масла стоил 18-20 коп., то на базаре можно было купить за 13-15 коп. (Сейчас, в среднем, 5-6 грн.) Правда, на Бессарабском рынке цены мало отличались от магазинных. Например, фунт говядины здесь стоил 18-20 коп., а на окраинных рынках – 11-15 коп. Фунтами продавали не только масло, но также мясо, рыбу, хлеб и крупы. Но большим оптом мясо, сахар и соль отпускались в пудах (16 кг.). Сметану, молоко, творог и картофель продавали ведрами (12,5 л.), а остальные овощи и фрукты – сотнями.

Вообще, базарная торговля в Киеве – это был стиль жизни, ныне забытое искусство. Актер Борис Сичкин, который рос в окрестностях Евбаза и Троицкого рынка, писал в книге воспоминаний: "Хаим советовал покупать картошку у других торговок. Последнее окончательно выбивало покупателей из колеи. Они уже не могли оторваться от Хаима, словно загипнотизированные... Гипноз завершала небрежно брошенная моим другом фраза: "Не становитесь! Всем не хватит!" После этих слов картошка раскупалась мгновенно".

Еще в пятидесятых годах ХХ века сохранилась традиция, когда базарная торговка отказывалась брать деньги за свой товар, если покупатель готов был купить его, не торгуясь.

САНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ. В 1889 году газета "Киевлянин": "Наши мясники надувают мясо при помощи небольших трубочек, в которые воздух вдувается иногда мехами, а по большей части ртом. Такой способ обработки мяса прямо направлен к обману покупателей, т.к. при этом мясники продают им худшее мясо за лучшее".

Но с антисанитарией на рынках городские власти начали бороться уже в нулевых годах ХХ века. Тогда на рынках появились "санитарные дворы" – прообраз современных гигиенических лабораторий, которые выдавали специальные свидетельства на торговлю скоропортящимися продуктами. Кроме того, городские власти обязали каждый рынок оборудовать "ледниками" для хранения мяса и рыбы. Причем осмотр мяса проводили профессиональные ветеринары. Разрешительные бумаги и специальные клейма, которыми ветеринары метили разрешенные к продаже продукты, проверяли специальные "базарные старосты", причем старосты патрулировали торговые ряды вместе с полицией. Мало того, санитарный отдел Думы учредил специальные отряды, которые сторожили дороги на въезде в город, чтобы перехватывать мясную "контрабанду".

К сожалению, нам не известно, брали ли контролеры и старосты взятки, чтобы закрывать глаза на санитарные нарушения. Но стихийных базаров сто лет назад в Киеве не было – торговать у дороги никому в голову не приходило.

РЫНКИ КОРМИЛИ БЮДЖЕТ ГОРОДА

Торговля была двух видов. Передвижная – "с возов", когда заезжие крестьяне продавали продукты прямо с повозок. И стационарная, с хорошо знакомых нам базарных лотков, убранных под навесы (их называли "рундуками"), раскладных столов и даже "лавок" (скамеек). В зависимости от торгового места, отличался ассортимент товаров, срок действия разрешения на торговлю и его стоимость.

Крестьяне, которые на "возах" приезжали в Киев в "базарные дни" – субботу и воскресенье, покупали у базарной комиссии разовое разрешение на торговлю – "билет". Место, куда можно было поставить воз, определял базарный староста, который за небольшую мзду мог определить повозку на более бойкое место. (К сожалению, найти документы, в которых была бы указана стоимость "билета", нам не удалось.)

Добиться разрешения торговать с "рундуков" и столов было намного сложнее. Это был очень выгодный бизнес, поэтому городские власти устраивали аукционы, на которых разыгрывались рыночные места. Одно такое место могло стоить до тысячи рублей в год при вредней зарплате народа 400-600 рублей в год. Сейчас аренда торговой площиди обходится примерно 22 тыс. рублей в год.

На каждую торговую точку оформлялся особый патент. Для торговли со столов он оформлялся на год, для лоточников – на три года. Наиболее долгосрочные договоры оформляли с администрацией рынков лавочники-перекупщики – от пяти до шести лет.

Благодаря рыночным сборам киевские базары приносили в городскую казну огромные деньги. Например, чистая прибыль Бессарабского рынка составляла 60-65 тыс. рублей в год. Правда, еще столько же уходило на содержание самого рынка: жалование старостам, санитарным контролерам, сторожам (Бессарабский рынок охраняли двенадцать сторожей!), а также на коммунальные услуги и плановый ремонт помещений. Для сравнения: в 2010 году доход Бессарабского рынка составил 8 млн. грн.

СТУДЕНТЫ "ПИРАТИЛИ" НА ТОЛКУЧИХ РЫНКАХ

За официальными торговыми рядами рынков располагались "толкучки", где торговали подержанными вещами. Потерпевшие жизненное кораблекрушение киевляне сбывали здесь личные вещи и всякий хлам.

"И как лиц, каких костюмов там нет! – читаем в очерке, опубликованном в 1869 году в газете "Друг народа". – Тут толстая полупьяная баба ходит в старой солдатской шинели и нескольких шапках на голове. Далее сморщенный, седой как лунь старичок в изорванном и порыжелом пальтишке носит Бог его знает какие вещи: тут и поднятая на улице подкова, и медная пластина, и коробочка из-под сургуча, и сломанный подсвечник… словом все, что человечество как негодную вещь вышвырнуло, все это поднято, вымыто, вычищено, уложено в коробочку и тычется под нос всякому".

Но находились предприимчивые горожане, которые сбывали на толкучках… фальшивые археологические находки. Со второй половины XIX века, когда Киев начал активно расширяться, в строительных котлованах находили немало археологическим редкостей, м каждый пятый киевлянин стал археологом-любителем. Этим активно пользовались мошенники. Журнал "Киевская старина" писал, что на толкучках можно найти даже "мраморные изделия якобы древнегреческого производства, найденные будто бы при устройстве киевской гавани". Хотя древнегреческие корабли посещали днепровские берега, мягко говоря, нечасто.

Студенты промышляли, как бы это назвали сейчас, интеллектуальным пиратством. В начале ХХ века большой популярностью пользовались брошюрки о похождениях сыщиков Ната Пинкертона, Ника Картера и Ивана Путилина. Эти брошюрки подделывали и тоже сбывали на толкучках, вместе с подержанными оригиналами. Такой случай описал киевский писатель-историк Григорий Григорьев: "Старший наборщик [расположенной рядом с Евбазом] типографии нашел время, чтобы набрать написанный знакомым студентом очередной путилинский подвиг. Корректора не было – наборщик спешил скорее отпечатать произведение, чтобы сделать это без ведома хозяина. Печатник, друг наборщика, вошел в компанию. Пробный тираж – сто штук, разошелся за один день. Ловкие предприниматели сумели еще "двинуть" несколько сот экземпляров".

"ФАКИРЫ" И ТАНЦЫ ПОД ГАРМОНЬ

Сто лет назад в Киеве не было разделения на продуктовые, вещевые и хозяйственные рынки. Здесь продавали и продукты, причем даже икру и деликатесные сорта рыбы, и готовую еду – например, пирожки "с потрошками" или гречневую кашу со шкварками, мыло и керосин, отрезы тканей и кружева. А еще покупателей ожидала обязательная культурная программа – причем не только традиционные танцы под гармонь. На Житнем можно было послушать бандуристов, на Евбазе посмотреть за копейку-другую в телескоп, на Подоле на время Контрактов работали карусели и кукольный театр, а на Бессарабке выступали фокусники и "факиры", глотающие огонь. Правда, прорицателей судьбы, которые промышляли на рыночных площадях в Европе, киевские власти не жаловали: подобную публику полиция просто высылала из города. Поэтому всякого рода провидцы "провидели" подальше от глаз, на частных квартирах городской окраины.


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Росовецкий Алексей

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка:     

  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Кировоград
  • Киев
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Симферополь
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Черновцы
  • Чернигов
Сегодня
Завтра
Послезавтра
Лента новостей
Анонсы пресс-студии