Пятница 9 Декабря 2016
Главная Новости в Киеве Власть

Киевские легенды, о которых вы ничего не знаете

30 Мая 2011, 19:56  Версия для печати  Отправить другу
×
Киевские легенды, о которых вы ничего не знаете Власть Бывшая киевлянка снимает фильм, который обещает стать памятником киевской культуры и топографии конца 80-х – начала 90-х

Бывшая киевлянка снимает фильм, который обещает стать памятником киевской культуры и топографии конца 80-х – начала 90-х

Бывшая киевлянка, а теперь жительница американского города Питтсбурга Татьяна Ежова затеяла большое и очень доброе дело. Всей важности и полезности этого дела мы пока что не можем оценить, но если Татьяне удастся задуманное, это будет очень здорово. Татьяна с соратниками задумала снять документальный фильм о киевской "независимой" музыке конца восьмидесятых – начала девяностых. Времени для отечественной культуры уникальном и, прямо скажем, безнадежно потерянном.

В те годы Киев справедливо был знаменит не только Чернобылем, или варварской застройкой исторического центра, или экстравагантным мэром. Киев был одной из союзных столиц новой музыки – радикальной, революционной, ломающей стереотипы дворовой песни под гитару, которую культивировали герои "питерского рока". Музыкой, которая, как казалось, звучит уже в XXI веке.

На фото: Татьяна Ежова и Алексей Овчинников (группа "Дети Николая Ежова", 1993, из архива Т. Ежовой)

Татьяна знает об этой музыке не понаслышке: в конце восьмидесятых она занималась "самиздатовским" (или как теперь говорят, DIY) журналом "Гучномовець" и вполне стала свидетелем этой уникальной эпохи. (Кстати, в "Гучномовець" активно писал известный киевский драматург и писатель Владимир "Адольфыч" Нестеренко.)

Здесь, конечно же, следует учитывать, что двадцать лет назад музыка была чем-то большим, чем просто запись на магнитной ленте или виниловой пластинке: это было уникальное средство коммуникации для определения "своих" и "чужих" во враждебном пространстве. Молодые меломаны создавали вокруг себя уникальную культурную среду: если человек слушал "правильную" музыку (как правило, экспериментальную и "независимую" рок-музыку – в моду входили Swans, Einsturzende Neubauten и Sonic Youth, немного погодя – Scorn), наверняка у него был точный и взвешенный вкус к фильмам и книгам. Он был "правильным" человеком.

Провинициальная столица – Киев, на пару Омском, который также традиционно стоял в стороне от модных трендов в мире самодеятельной музыки, вдруг взяла и показала высокий класс соответствования мировым стандартам гитарно-барабанной мысли.

Киевско-московско-ленинградский Razefit едва ли не первыми в Советском союзе начали играть маргинальный стиль psychobilly: публика, ходящая на головах во время их выступлений, и слова такого еще не знала.

Ivanov Down стали первой ласточкой новомодного направления Industrial, исполняя совершенно загробный пост-панк с помощью электродерелей и барабанных палочек, а не традиционных медиаторов.

Послушать песню "Глаза" группы Ivanov Down (1991)  

"Эдем" играл высокотехничный и скоростной трэш-металл – ничем не хуже именитых американцев "Slayer", а "Slayer" слушали даже "братки".

На первый взгляд, "Раббота Хо" исповедовала холодную, трезво рассчитанную и четко взвешенную "волну", но их парадоксальные мелодические решения и ритмические рисунки даже после многократных прослушиваний не укладывались в голове.

Послушать песню "Фельдфебельский романс" группы "Раббота Хо" (1989)

"Коллежский асессор", последовательно воплощавший в своем творчестве пост-модернистскую эстетику, и сегодня выглядят пришельцами с другой планеты – даже после того, как мы узнали о существовании человека по имени Майк Паттон. Если сюда добавить еще обостренное чувство абсурдного и парадоксальное чувство юмора, мы получаем готовую легенду. Но писать о музыке "Коллежского асессора" – занятие столь же утомительное и бессмысленное, как и плясать об архитектуре (с), поэтому просто посмотрите это видео, кстати, достаточно редкое (февраль 1990 года).

Necropolis, которые появились уже в начале девяностых, впервые воплотили в музыку готическую эстетику, которая стала достоянием массовой культуры буквально в последние годы.

Простите, если забыл кого-либо упомянуть.

Почему же в таком случае я называю это время безнадежно потерянным?

Дело в том, что производство музыки – технически очень сложный и дорогостоящий процесс – как создание кино, например. Если писателю для создания своего произведения достаточно самого дешевого компьютера, а художнику – полотен и красок, также вполне доступных даже для очень богемного человека, то музыканту нужны дорогостоящие инструменты, приборы обработки звука – и немалые деньги для качественной записи своих произведений.

Послушать кавер-версию на песню "Крепдешин машин" группы "Коллежский асессор" (запись группы Goodswan (экс-"Раббота Хо", 2011)

К сожалению, записи, которые и по сей день слушаются актуально, а не являются по своей сути аудио-документами превратностей искусства звукозаписи в советскую эпоху, оставила после себя разве что группа "Раббота Хо". Как это случилось, можно прочитать в книге Александра Кушнира, нет нужды пересказывать эту историю здесь. Записи "ВВ" (единственной группой, дожившей до нашего времени – и на поверку, наименее интересной), "Коллежского асессора", Razefit и ряда других не выдерживают никакой критики.

(Записи Razefit, сделанные на бытовой магнитофон в 1993 году, пару лет назад я подчистил, как мог, и выпустил очень маленьким тиражом – родина должна знать своих героев, но слушать запись такого качества могут только оголтелые коллекционеры).

Necropolis записали свой первый альбом в конце 90-х, когда этого, строго говоря, можно было уже и не делать.

Послушать песню "Nils&Rats" группы Necropolis (1994) 

Таким образом, в большинстве своем, эта музыка осталась в воспоминаниях свидетелей этих удивительных, в буквальном смысле слова – исторических концертов. (Которые во время оно проходили не в специальных клубах с баром, как мы привыкли, а в актовых залах разного рода организаций и учреждений.) В фильме, который все мы когда-нибудь, я надеюсь, увидим, Татьяна Ежова решилась вытащить все эти воспоминания на поверхность.

Создатели фильма собрали музыкантов множества групп начала девяностых, тусовщиков, журналистов, организаторов концертов, чтобы попытаться воскресить ушедшую великую эпоху. Никто не спорит, что всем этим взрослым, семейным и занятым людям было приятно встретиться и вспомнить дела бурной рок-н-ролльной юности. Также я не сомневаюсь, что фильм будет пользоваться успехом у молодых меломанов, которые каждый божий день серфингуют по просторам интернета в поисках новых звуков.

Но главное в этом фильме другое: это часть истории Киева, его культуры и топографии, которая нигде не зафиксирована и совершенно не изучена киевоведами. Для киевлянина от тридцати пяти и старше словосочетание "бэ жэ" говорит очень много – и уму, и сердцу. Но по запросу в гугле вы сможете найти всего лишь две ссылки, посвященных полуподвальной кофейне на углу улиц Владимирской и Большой Житомирской: история киевской контркультуры по-прежнему ждет своего Хантера Томпсона.

Во-вторых, музыка того времени, которую я по возможности постарался представить здесь, самым парадоксальным образом передает ощущения от пост-перестроечного и пост-советского Киева. С его бесплатными таксофонами и троллейбусами, сломанными детскими площадками и закрытыми кинотеатрами, фонтанами на площади Независимости и факельными шествиями УНСО, пивом в трехлитровых банках и так далее – каждому есть, что вспомнить в меру собственной распущенности.

Эта музыка, пускай иллюзорно и не надолго, на каких-то три-пять минут, пока играет песня, способна возродить в памяти Киев, который мы потеряли в который раз. Прекрасный старинный город, не обезображенный безвкусными новостройками бизнес-центров, шопинг-молов и церквей, утопающий в еще не вырубленных парках. ("Первый раз вижу, – сказал американский президент Никсон, который увидел Киев в 1972 году, – чтобы город стоял прямо посреди парка".)

Красивый был город. Давайте послушаем музыку и вспомним, каким он был.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт группы Goodswan

Блог Татьяны Ежовой

Бесплатно скачать альбом "Three My Lifes" группы Necropolis (авторская раздача)

Статьи книги Александра Кушнира "100 магнитоальбомов русского рока", посвященные записям киевских групп:

"Иванов Down"

"Раббота Хо"

"Коллежский асессор"  


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка:     

  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Кировоград
  • Киев
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Симферополь
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Черновцы
  • Чернигов
Сегодня
Завтра
Послезавтра
Лента новостей
Анонсы пресс-студии