Воскресенье 4 Декабря 2016
Главная Новости в Киеве Власть

Неизвестный Растрелли

3 Июня 2007, 18:30  Версия для печати  Отправить другу
×
Неизвестный Растрелли http://www.segodnya.ua/img/article/563/28_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/563/28_tn.jpg Власть Две жемчужины Киева – Андреевская церковь и Мариинский дворец – создал знаменитый Растрелли. Особенно он гордился церковью
Неизвестный Растрелли

Две жемчужины Киева – Андреевская церковь и Мариинский дворец – создал знаменитый Растрелли. Особенно он гордился церковью

В этом году исполняется 260 лет с тех пор, как перо знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли начертало тушью на листе бумаги контуры одного из самых красивых киевских храмов — собора Святого Андрея, более известного как Андреевская церковь. Но любуясь ее изяществом, мало кто знает, что задумывал ее автор совсем другой. "Сегодня", благодаря помощи Дмитрия Шлёнского, директора "Музея одной улицы", выяснила, как должен был выглядеть собор первоначально и почему он стал таким, каким мы его видим.

Расрелли40 МЕТРОВ В ГЛУБИНУ. Первый камень храма (как и будущего Мариинского дворца, планировавшегося как царская летняя резиденция) заложила в 1744 году императрица Елизавета Петровна во время своего единственного путешествия по Украине, которое она совершила со своим тайным супругом — украинским певчим Алексеем Розумом-Разумовским — братом будущего гетмана Украины Кирилла Разумовского. Разработать проекты было поручено, естественно, придворному архитектору — Франческо Бартоломео Растрелли. Что он и сделал "одной левой", из-за чего при строительстве начались серьезные проблемы. Мэтр не учел, что грунты на Андреевой горе сползают, поэтому непосредственный строитель храма Иван Мичурин был вынужден спешно искать выход из сложившегося положения. В итоге фундаменты углубили в толщу горы более чем на 40 метров и на них возвели двухъярусный стилобат (цокольный этаж), внутренние перегородки которого толщиной в несколько метров несли на себе стены храма. Были и другие нестыковки: то размер капителей (наверший колонн) и орнаментальных картушей для окон оказывался в несколько раз больше нужного, то не подходил сам материал. Граф Растрелли планировал все украшения отлить из чугуна, а Мичурин предлагал облегчить их, применив терракоту — цветную обожженную глину. Храм закончили лишь в 1754 году. Растрелли очень гордился своим творением. Десять лет спустя он написал: "Я построил в городе Киеве, в провинции Украины, большую каменную церковь с куполом и четырьмя башнями в виде колоколен. Это здание построено на бастионе святого Андрея, ибо согласно преданию этой страны, святой Андрей, проезжая через эту провинцию, воздвиг там крест, который сохраняется с большим почитанием. Именно по этому случаю императрица приказала построить эту церковь в том самом месте, где этим святым апостолом был поставлен крест".

ИЗУРОДОВАЛИ? Теперешний вид Андреевская церковь приобрела после реставрации в 70-х гг. минувшего века. В итоге купола цвета небесной лазури стали ядовито-зелеными, а небольшие "бусы" золотых украшений на них резко увеличились в размерах. "Зачем это сделали, неизвестно, — говорит Дмитрий Шлёнский. — Три года назад покраску и позолоту обновили, но цвета остались прежними. Авторы реставрации считают это "настоящим Растрелли", но задумка мэтра и нынешняя помпезность Андреевской — "три большие разницы". Чтобы убедиться, взгляните на чудом сохранившийся подлинник чертежа храма, который нам предоставил на время всемирно известный венский музей "Альбертина".

В МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ СЕЙЧАС ПОПАДАЮТ С ЧЕРНОГО ХОДА. Еще одним знаменитым творением Растрелли в Киеве стал Мариинский дворец, который он создал, дабы матушке-императрице Елизавете Петровне было где остановиться по приезду. Начали его возводить в 1750 (по другим данным — в 1752 году) и закончили только в 1770-м, уже при Екатерине II и спустя семь лет после смерти главного строителя Ивана Мичурина.

ДВОРЕЦ-КАЗАРМА. Первоначально у Мариинского дворца каменным был только первый этаж. Он считался служебным: в левом (на фото вверху — в правом) флигеле жила прислуга, в правом размещались кухня, пекарня и кондитерская. Царские покои, состоящие из 28 комнат, находились на втором деревянном этаже. Когда в 1764 г. Екатерина II упразднила на Украине гетманство и создала Малороссийскую коллегию, ее первый генерал-губернатор Петр Румянцев сделал дворец своей резиденцией, благодаря чему он, собственно, и был достроен. Впрочем, русские императоры бывали во дворце изредка, наездами. В 1812 году после завершения Отечественной войны дворец отвели под лазарет для пленных французов, после чего понадобился серьезный ремонт с дезинфекцией ибо пленные вымирали, как мухи, от неизвестного мора. Но как только ремонт был завершен, сгорел второй этаж. Теперь строение не было пригодно для монархов и в нем разместили казарму. В 1835 году остатки дворца передали Заведению искусственных минеральных вод — первому киевскому курорту.

ОТ РАССТРЕЛЛИ МАЛО ЧТО ОСТАЛОСЬ. Спустя тридцать с лишним лет Александр II поручил восстановить резиденцию архитектору Карлу Маевскому, а санаторий убрать. Увы, тот не стал искать старые чертежи, а соорудил к 1870 году новый дворец по собственному воображению, хотя и с некоторым учетом стиля Растрелли, но со значительными изменениями фасада. А Мариинским он стал в честь одной из двух императриц — по одной версии, в честь супруги Александра II — Марии Александровны, принимавшей деятельное участие в отстройке и оформлении интерьеров, по другой — в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, которая жила здесь после смерти мужа с 1894 по 1917 гг.

После 1917 года в Мариинском заседали революционные депутаты, был штаб красного командующего Муравьева, министерство внутренних дел гетмана Скоропадского, затем — Совнарком УССР, землеустроительный техникум, сельхозмузей. В Великую Отечественную дворец сильно пострадал от бомбежек, но был за четыре года восстановлен якобы по чертежам Растрелли. Однако парадный вход новодела оказался "черным", а "черный" — парадным из-за того, что перед Мариинским возвели нынешнюю Верховную Раду. Сегодня дворец является государственной резиденцией Украины в которой проходят протокольные мероприятия. Выходит, что президент встречает гостей с черного хода!

КТО Я ТАКОЙ? ДА Я С ПЕТРА I МАСКУ СНИМАЛ! Эта фраза в вольном переводе с итальянского, принадлежит не самому Франческо Бартоломео Растрелли, а его отцу — Бартоломео Карло (1675—1744). И сказана она была взошедшей на престол в 1741 году Елизавете Петровне — дочери великого русского императора Петра I. Молодая 32-летняя императрица, сменившая Анну Иоанновну, не любила иностранцев, поэтому попыталась "задвинуть" Растрелли-старшего, в течение почти двух десятилетий подвизавшегося при Анне в качестве придворного архитектора. "Папа Карло", однако, недвусмысленно напомнил Ее Величеству, что их семью четверть века назад пригласил в Россию сам Петр I, а он, Растрелли — автор бюста, памятника и знаменитой "восковой персоны" ее отца. В итоге он остался при дворе.

Стараниями папы Растрелли-младший получил по наследству должность придворного архитектора и множество заказов от Елизаветы Петровны, наиболее известные из которых — Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе и ансамбль Смольного монастыря. "Побочным продуктом" его творчества стали Андреевский собор и летний дворец Елизаветы Петровны в Киеве, где она так ни разу и не была. А Мариинским дворец назвали в честь вдовы императора Александра III — Марии, которая очень любила Киев и жила здесь около 10 лет после его смерти в 1894 году.

С приходом в 1761 году на трон Екатерины II, Растрелли вынужден был оставить должность, ибо оказался невостребован: новая императрица предпочитала классицизм — более строгий стиль, чем вычурное пышное барокко. Зодчий прожил еще 10 лет, безуспешно пытаясь предложить свои услуги при дворах Европы, вернулся в Россию, где стал академиком Императорской Академии художеств и скончался в 1771 году в относительной безвестности. Эпиграфом к далеко не безоблачной жизни Растрелли могут служить его же горькие слова: "Архитектора ценят только тогда, когда в нем нуждаются".

СТРОИЛ ДВОРЦЫ КАК ИЗ КУБИКОВ. Несмотря на ажурную красоту шедевров Растрелли, во многом их элементы однотипны, а кое-где даже настолько похожи, что почти неотличимы. Сравните, например, купол, венчающий охотничий домик Монбижу в Царском Селе и купол Андреевской церкви в Киеве — совпадение очевидно. Судя по всему, придворный архитектор, выполнявший императорскую прихоть-заказ на строительство в Киеве Андреевского храма, решил особо не задумываться: дескать, Киев от Санкт-Петербурга далеко, кто там заметит сходство. Таких примеров в его творчестве достаточно, многие элементы повторяются, переходя из одного дворца в другой, как кубики — тот же Мариинский в Киеве первоначально был похож на дворец Алексея Разумовского в Подмосковье. Не учел Растрелли и месторасположения церкви — на высоком холме, грозящем сползти вместе с храмом в Днепр. Исправлять пришлось непосредственному строителю Ивану Мичурину.

По большому счету, Растрелли пришел в XVIII веке ниоткуда и ушел в никуда. После него остались лишь несколько документов в которых он, в основном, просил добавить денег на строительство своих творений да сами они: Смольный монастырь (Санкт-Петербург) и дворцы: Зимний в Санкт-Петербурге, Большой в Петергофе, Екатерининский — в Царском Селе. Вспомнили о Растрелли сто с лишним лет спустя, когда начали восстанавливать им созданное и уж тогда о Растрелли заговорили и доныне говорят с большим пиететом. Но, тем не менее, перестраивали и перестраивают им созданное по своему разумению.

ЧТО ТАКОЕ БАРОККО? Барокко (итал. barocco — причудливый, странный) — художественный стиль, преобладавший с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Он зародился в Италии и распространился после эпохи Ренессанса (XVI в.). Основные черты барокко — парадность, торжественность, пышность. Барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, криволинейными формами, богатым скульптурным декором.

Русское барокко — "реплика" европейского, наиболее ярко проявилось в середине XVIII в. благодаря Франческо Бартоломео Растрелли. Грандиозные здания, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота — все это поражало воображение зрителей, вызывая их искреннее восхищение. Историки утверждают, что именно под влиянием идей барокко Петр I заставил своими реформами Россию отказаться от своей самобытности и идеи "Москва есть третий Рим" в пользу приобщения к семье европейских народов.

Украинское барокко более простое по сравнению с итальянским. Например, наши церкви не имеют фасада, они одинаковы со всех четырех сторон и одновременно повернуты ко всем частям света. Сколько бы вы не шли под стенами храма, он все время как будто поворачивается вокруг своей оси, оставаясь одинаковым и неизменным везде и всегда. Обойти его невозможно так же, как пережить вечность или преодолеть бесконечность.

"ЗОЛОТОЙ ВЕК" ЕЛИЗАВЕТЫ. Елизавета Петровна, правившая с 1741 по 1761 гг., единственная из венценосных особ России, которая считается покровительницей Украины. "Дщерь Петрова", проявлявшая при подозрительной императрице Анне Иоанновне полное равнодушие к политике и неспособность к интригам, до 32 лет жила вдали от двора в относительной бедности, но поэтому и уцелела. После смерти Анны Елизавета пришла к власти на солдатских штыках под лозунгом возврата к славным временам Петра I и стала весьма популярной. Она заточила в тюрьму годовалого императора Ивана VI Антоновича, где тот умер спустя 23 года и его мать Анну Леопольдовну (скончалась при родах в 1746 г.) и сослала в Сибирь полдвора Анны Иоанновны.

Тайный брак Елизаветы с придворным певчим Алексеем Розумом-Разумовским — это стремление перед Богом быть праведной и чистой. Поездка ее по Украине стала своеобразным свадебным путешествием на родину любимого. Брат Алексея — Кирилл — после обучения за границей стал в 1750 г. гетманом Украины, которой вернули все автономные права. Век Елизаветы — это роскошь и скудость, утонченность и грубость, сверкающие золотом залы и кишащие крысами подвалы, шампанское, токай и квашеная капуста с квасом. Интриги и взятки, огромные долги и выигранные сражения, менявшие политическую карту Европы. Франческо Растрелли — отражение блеска елизаветинского царствования. А его Смольный монастырь — воплощение обета Елизаветы построить монастырь в память о дне переворота, и где она собиралась провести остаток жизни настоятельницей. Увы, царица умерла в 52 года, так и не дождавшись освящения храма.

 


×
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Александр Панченко
Тэги: киев

Добавить комментарий:

Ваш комментарий (осталось символов: 1000)
Правила комментирования на сайте Сегодня.ua
Подписка:     

  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Кировоград
  • Киев
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Симферополь
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Черновцы
  • Чернигов
Сегодня
Завтра
Послезавтра
Лента новостей
Анонсы пресс-студии