Главная Новости в Киеве Власть
Патон экономил бумагу, прятал от сына велосипед и ездил на подарке Хрущева http://www.segodnya.ua/img/article/1903/15_main.jpg http://www.segodnya.ua/img/article/1903/15_tn.jpg Власть Автору первого в мире цельносварного моста — Евгению Патону — сегодня исполнилось бы 140 лет.

Патон экономил бумагу, прятал от сына велосипед и ездил на подарке Хрущева

4 Марта 2010, 07:35

Автору первого в мире цельносварного моста — Евгению Патону — сегодня исполнилось бы 140 лет.

Завтра в институте электросварки, который носит его имя, покажут фильм об ученом, который придумал новые методы сварки и спроектировал более сотни переправ.

С ЧАСАМИ. Даже молодые сотрудники института наслышаны о крутом нраве академика. Бывало, стоял на мраморной лестнице с часами и поглядывал на запыхавшихся сотрудников, которые спешили на работу. Сам же Евгений Оскарович никогда не опаздывал, и считал, что никакие там собрания не должны мешать работе. Однажды Патона позвали на заседание ЦК Компартии. Он посидел с полчаса, а затем собрал вещи и со словами "Работать надо!" отбыл. Позволить себе такой жест в те времена мог далеко не каждый.

К сотрудникам Евгений Оскарович обращался иронично: "батенька", и никогда не сквернословил. Самым страшным ругательством из его уст было: "Сапог нечищеный!". Как вспоминал его сын, нынешний президент НАНУ и директор института электросварки Борис Патон, отец отличался крайней экономностью. Например, в Москву писал заявления о командировке на маленьком клочке бумаги. До сих пор во многих отделах института принято писать на обеих сторонах листа — чтобы экономить бумагу.

СЫНОВЬЯ. Со всей строгостью гениальный ученый относился и к своим двум сыновьям. Борис пошел по стопам отца, а Владимир был охотником, коллекционировал альбомы с живописью, занимался спортом. Отец хотел, чтобы он "взялся за ум", и однажды даже забрал к себе на работу его велосипед: "Пусть "хвосты" позакрывает, а не на велотреке гоняет", — сказал Евгений Оскарович.

Киевовед Михаил Кальницкий рассказывает, что у Патона был очень высокий рост. С таким в отечественных автомобилях ездить было не очень удобно. Тогда Никита Хрущев подарил ему солидную иномарку — "Линкольн-Зефир". Но сыновей на ней Патон никогда не подвозил, хотя и работали вместе — не хотел баловать. Они ездили на трамвае, а уже на мраморной лестнице их поджидал Евгений Оскарович с часами в руках.

ПАТОНОВСКИЕ МЕСТА В КИЕВЕ

Самое известное детище ученого — мост Патона. Его открыли в 1953 году, правда, сам ученый своего творения не увидел — умер за три месяца до сдачи. Мост на то время был уникальным — вместо заклепок использовали сварку, а соединения для верности проверяли рентгеновским аппаратом.

Еще один известный мост Патона — Парковый или Влюбленных. Городские власти попросили Евгения Оскаровича за 700 рублей спроектировать небольшую железную переправу. Кстати, Петровская аллея, над которой он должен был появиться, существовала лишь в проекте. Поэтому Патон по сути делал мост вслепую. Уже в наше время проводились расчеты на компьютере и оказалось, что проект начала века был более чем оптимальный.

Во дворе Института электросварки, что на Антоновича, стоит еще одно творение Патона — танк Т-34. Евгений Оскарович разработал технологию сварки для создания этой боевой машины.

Автор:

Овсиенко Владимир

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

осталось символов: 1000 Правила комментирования