Юрия Владимировича по праву можно считать одним из лучших клоунов 20 века. Но прежде чем смешить людей, он успел побывать настоящим солдатом. Цирковым учителем Никулина стал сам Карандаш, поэтому о Никулине сразу узнала вся Москва, а вот в кино не все было так гладко: в 1958 году он снялся в массовке фильма "Русский вопрос", но кадры с его участием вырезали. Зато через три года ему посчастливилось встретиться с Леонидом Гайдаем: именно в новелле "Пес Барбос и необычный кросс" родилось знаменитое трио Трус-Балбес-Бывалый. В фильмографии актера более сорока фильмов, но как только в 1982 году он возглавил цирк, ушел из актерства навсегда. Никулин всю жизнь собирал и обожал рассказывать анекдоты: издал книги "Почти серьезно" и "999 анекдотов от Никулина", а на телевидении стал ведущим "Белого попугая". Юрий Никулин умер на 76-ом году жизни 21 августа после сложнейшей операции на сердце.
ВОСПОМИНАНИЯ.
Светлана Светличная: "Научил меня не нервничать"
"В моей работе в кино Юрий Владимирович Никулин входит в пятерку моих лучших партнеров. И могу совершенно точно сказать, что если бы моим партнером в фильме "Бриллиантовая рука" был не Юрий Никулин, то такого успеха у меня в этой картине не было бы. И не было бы такой сцены ни у него, ни у меня. Сцена в гостинице – это была наша общая с Юрием Никулиным и Леонидом Гайдаем импровизация, явившаяся очень точным, что называется, попаданием, удачной находкой. Перед съемкой Юрий Владимирович отвел меня в сторону и сказал: "Светка, давай не нервничай и ни на кого не смотри! Смотри только на меня!" И в результате этот эпизод нам очень удался – во многом благодаря Юрию Никулину".
Владимир Винокур: "Заставил не бояться собак".
Владимир Винокур: "Будучи студентом, я подрабатывал: после учебы забегал в цирк, пел там. С Юрием Владимировичем мы всегда встречались, общались, очень дружили, и один раз я прибегаю в цирк, до начала еще минут двадцать. Меня встречает Юрий Владимирович и чуть ли не кричит: "Володя, быстрей! Гримироваться, переодеваться, у нас катастрофа!" — "Что случилось?!" — "Мой партнер Михаил Шуйдин заболел, у него выскочил чиряк, и он не может работать!" — "А что я должен делать?" — "Все очень просто: ты только надеваешь толщинку на задницу, потому что в этом номере тебя кусает наша овчарка!" А он знал, что я боюсь собак. Я сажусь в гримерной, Никулин начинает меня гримировать — красный нос, красные щеки, шляпу Шуйдина на меня примеряет. Я сижу весь потный и предвкушаю, как овчарка скоро схватит меня за задницу!.. А потом, после моего выхода на манеж и встречи с собакой, в финале вышел Миша Шуйдин! Мы все очень долго смеялись и потом много лет вспоминали эту историю. А когда я стал артистом, Юрий Владимирович, встречая меня, всегда спрашивал: "Ну что, боишься собак?" Я отвечал: "Нет, Юрий Владимирович, уже не боюсь!".
Владимир Качан
С Юрием Никулиным я познакомился на съемках программы "Белый попугай". Далеко не каждый человек может смешно рассказать анекдот, но то, как рассказывал анекдоты Юрий Владимирович, особенно в сопровождении своей жены Тани, когда она ему порой подыгрывала, – это было феноменально! Например, когда Никулин с совершенно непроницаемым лицом рассказывал анекдот, содержание которого сводится к тому, что человек медленно пьет водку у стойки в кафе, а рядом стоит женщина и все время под руку его спрашивает: "Водка холодная и теплая? Водка холодная и теплая?", а он пьет и только глазом косится на эту женщину. Совершенно нейтрально, не морщась, допивает водку, ставит стакан, оборачивается к женщине и говорит: "Приятная!.."
Вот я сейчас рассказываю этот анекдот – это так себе, но когда его рассказывал Юрий Владимирович – это было до слез смешно!
А один раз на съемках "Белого попугая" упал софит, причем упал в десяти сантиметрах от головы Юрия Владимировича, увенчанной матросской фуражкой. И он, человек, прошедший войну, даже не поморщился! Просто посмотрел на упавший софит и продолжил рассказывать анекдот. Если бы софит упал ему прямо на голову – убил бы насмерть! Софит упал с диким грохотом, все бросились к Никулину, завизжали, а он даже не отреагировал, лишь сказал: "Ну, бывает…"
Иногда, когда анекдоты шли не смешно, он даже засыпал. И каким-то внутренним слухом чувствовал, что передача провисает и заваливается. Он тут же просыпался и сходу, что называется, с места в карьер, выдавал спасительные смешные анекдоты. И всё сразу оживало! Причем надо учесть, что на съемках ведь шло "безотходное производство": были анекдоты с матом, совершенно жуткие, и сам Юрий Владимирович частенько рассказывал подобные анекдоты, но все это было для разогрева, это понятно. Другое дело, что все это записывалось, и куда все это потом делось – непонятно… Хотя думаю, что когда-нибудь все это будет обнародовано. И я так понимаю, что Юрий Владимирович и задумывал, и делал "Белый попугай" как клубные вечера, куда собирал людей, которые давно не виделись, но относятся друг к другу с симпатией и очень рады встрече. И поэтому, невзирая на четыре телекамеры, которые работали одновременно, они друг другу травили анекдоты. Даже не только анекдоты, но и театральные, киношные и цирковые истории, которые теперь называются байками. Но основным стержнем программы, конечно же, были анекдоты, которые иногда сводились Бог знает к чему…
Виталий Коротич
Юрий Никулин был удивительно надежным человеком. Моя супруга всегда спрашивала меня, не нажаловался ли я Юрию Владимировичу, потому что вдруг внезапно раздавался звонок, и он начинал вести с ней какие-то веселые душеспасительные разговоры, а это происходило как раз в те периоды жизни, когда мне было трудно.
Однажды нас обоих выдвинули в тот самый последний Верховный Совет. Было собрание во дворце культуры "Правды", было здорово, народа пришло много. Но потом мы поняли, что все не так уж и здорово, потому что вдруг поднялись плакаты "Долой масонов! Долой шпионов!" и так далее. Мы начали говорить, зал ревел, и тут я спрашиваю Никулина: "Вам тут нравится, Юрий Владимирович?" Он говорит: "Пошли отсюда!" И мы встали и с этого собрания по выдвижению кандидатов в депутаты ушли.
Я всегда знал, что Юрий Никулин меня никогда не бросит. Когда позже меня выдвинули кандидатом в депутаты по Харькову, Никулин приехал в Харьков и выступал на всех собраниях по-своему, по-никулински. И вечером приходил в номер гостиницы и говорил: "Так, милиция – наша!", или еще кто.
Что касается анекдотов в "Огоньке", это была моя идея, ни у кого такого не было. Я придумал название "Анекдоты от Юрия Никулина" и предложил публиковать их. А однажды Юрий Владимирович приходит: "Вот только что мне таксист рассказал. В лагере перекличка: "Такой-то, такой-то, такой-то" – "Я! Я! Я!" А потом : "Коротич!" Тишина. "Коротич!" Тишина. "Да ладно, Коротич, раньше надо было молчать!..""
Юрий Никулин удивительный человек, которому в жизни, конечно же, как и всем, бывало иногда так что не дай Бог. Но я никогда не знал, когда ему трудно, когда ему невыносимо. Зато когда мне было трудно и невыносимо, он делал все, чтобы с меня это снять. Бывали ситуации в прошлое время, когда на "Огонек" "наезжали". Юрий Владимирович был человеком, невероятно любимым в самых разных кругах, и он сказал: "Давай я буду везде ездить и выступать вместе с тобой в поддержку "Огонька"!" А в то время "Огонек" повысил тираж до пяти миллионов экземпляров, и меня стали "сдерживать". Например, сняли цветные вкладки. Было очень интересно: приехал председатель Социал-Демократической партии Германии и сказал: "Сейчас Демократическая партия Германии берется вам печатать вкладки, раз у вашей власти нет сил для этого". И мне немедленно позвонили из ЦК: "Знаете, вы поблагодарите немцев, но… откажитесь. Скажите, что у нас дороги настолько разбиты и непредсказуемы, что мы не можем гарантировать своевременное поступление этих вкладок в грузовиках, поэтому мы должны отказаться…" Короче говоря, меня "обкладывали", где-то вдруг не хватало бумаги, запретили появление журнала в армии и так далее. И вот тогда Никулин, чья репутация ну никак не была жидомасонской, предложил выступать вместе. Я ввел его в редколлегию, он приходил на все заседания и буквально несколькими словами, даже не историями, а просто своим присутствием менял стилистику вечера. Даже когда он, выступая, мог ругнуться, это воспринималось словно какие-то милые слова, совсем не как выступления Шнура. Юрий Никулин – человек, который нес собой атмосферу доброжелательности, и до сих пор у меня хранится его брелок: с одной стороны – Никулин, а с другой – флаг Советского Союза и надпись: "Пожалуйста, никогда не вешайте носа!" И для меня Юрий Владимирович остался именно таким.
Когда он ушел, нас сразу стало намного меньше. Мир вокруг опустел, хотя вроде бы ушел человек как человек. Я позже уже своим глупым умом стал понимать, чего ему стоило давать согласие, когда я ему звонил и говорил: "У меня завтра предвыборное собрание в Харькове". – "Да? Ладно. Берем билеты и едем!" Никогда не говорил: "Ой, у меня спектакль… но я попробую…" Ни хрена! Только потом я понимал, что и спектакль, и все прочее – было.
Евгений Весник
Юрий Никулин – редчайшее явление в России. В одном человеке сосредоточились добро, обаяние, талант, юмор и сатирический взгляд на жизнь, да еще – клоун! А клоун – очень удобное средство выражать свои видения и чувства. И я считаю, что его популярность – совершенно заслуженная, это естественная вещь в жизни человека такого масштаба, как Никулин. Я по-хорошему завидовал ему, его обаянию, остроумию, умению общаться с людьми, его жизненным качествам. Интересно то, что из его директорского кабинета в цирке никогда никто не уходил без рисунков Юрия Владимировича на память о самом себе. Это было прекрасно!
Владимир Шаинский
С Юрием Владимировичем Никулиным мы были знакомы, всегда здоровались при встрече, общались. Когда он что-то устраивал в цирке, порой приглашал и меня, я играл что-то, пел. Говоря о Юрии Никулине, обязательно надо вспомнить его актерские работы, это был великий артист. Каждое его появление в кинематографе – радость для зрителей. Меня особенно тронула его работа в фильме "Когда деревья были большими", где он играл роль мужика, который выдал себя за отца какой-то девушки. Да и вообще все работы Никулина мне интересны, любой его выход "на люди" мне доставляет огромное удовольствие, и я не мог не поддаться этому таланту. Никулин великий человек, великое явление в искусстве – в цирке, в кинематографе, на эстраде!