Скандал с киевской акулой получил новый поворот

11 января 2013, 06:00
Нос рыбы мажут мазями, а эксперты считают, что протесты кому-то выгодны

/ Фото: Анастасия Искрицкая

/ Фото: Анастасия Искрицкая

Реклама

Скандал вокруг акулы с разбитым носом из ТРЦ Ocean Plaza на Лыбедской набирает обороты. Завтра в полдень экологи соберутся на митинг в ее защиту, а проверять здоровье рыбы и законность нахождения в комплексе взялось даже Минэкологии. Создатели аквариума подозревают, что протесты кому-то выгодны.
ИЗ-ЗА НОСА. 2,5-метровая тигровая песчаная акула по кличке Биг Джон появилась в ТРЦ месяц назад и сразу вызвала небывалый ажиотаж среди посетителей. Рану на носу заметили еще тогда, но списали на сложный переезд из Голландии — рыбу за $60 тыс. везли в гигантском аквариуме, где она и могла пораниться. Но экологи считают, что раны Биг Джона — следствие стесненных условий. "Из-за маленького размера своей тюрьмы рыбина получает травмы и постоянно страдает", — считают организаторы завтрашнего митинга, движение "Земляне". Они призывают руководство ТРЦ отдать гиганта за рубеж, увеличить ему аквариум или усыпить, чтобы не мучался. "Акуле, скорее всего, не хватает места, — согласны в Центре аквариумистики. — Чтобы не травмироваться об декорации, ей нужно в 2 раза больше пространства для разворота, чем длина ее тела. Но в природе акулы раны — постоянное явление, они заживают за неделю. Если условия рыбе не подходят, она погибает, так что, видимо, ей там хорошо".
ПОЗИРУЕТ. В ТРЦ с обвинениями не согласны и предполагают, что скандал кому-то просто выгоден. "Общая площадь аквариума 300 куб. м, расстояние от стекла до декораций (рифы) — 2,5—2,7 метров. Этого пространства акуле вполне хватает, поэтому переоборудовать аквариум нет смысла. У нас уже были специалисты с проверками, которые подтвердили это. Рана на носу — следствие транспортировки. Из-за того, что акула очень большая, она может переживать стресс после поездки до 2,5 месяцев, а от этого напрямую зависит скорость заживления раны. Мы уже закончили делать ей уколы и сейчас мажем нос мазью каждый день. Через месяц раны не будет", — сказал нам оперативный управляющий аквариумов в составе ТРЦ Ocean Plaza Сергей Фурзиков. Он считает, что больше всего рыбу раздражают фотоаппараты посетителей, игнорирующих призывы не использовать вспышку. "Биг Джон очень умный, любит позировать. Это заметили все сотрудники — днем он постоянно крутится в месте массового скопления людей, ночью плавает по кругу", — говорит управляющий.
ДЛЯ СТЕЙКОВ. Эколог Алексей Василюк убежден, что скандал вокруг Биг Джона надуман: "Почему-то никто не заметил, что на его теле старые раны от рыболовных сетей. Так вылавливают только акул, которых заказывают рестораны для стейков. Тем более, что это не краснокнижный вид. Поэтому я считаю, что акуле просто повезло — в этом аквариуме она жива и ее кормят". Сергей Фурзиков уверяет, что акулу купили в питомнике, хотя не отрицает старых ран. "Да, старые ранения есть. Хотя мы можем ориентироваться только на данные, предоставленные Голландским питомником — то есть он был выловлен в юном возрасте в районе Флориды, жил в питомнике и потом передан нам", — говорит он. Василюк же удивлен, что экологи взялись защищать только Биг Джона. "Эту акулу делают самой несчастной рыбой в Киеве, в то время как в каждом ТРЦ стоят аквариумы с полуживыми и голодными рыбами, а в каждом супермаркете есть емкости с живой рыбой, которую убивают на глазах у детей. Там же есть прилавки со льдом, где все могут наблюдать, как медленно погибает рыба. И я делаю вывод: скандал вокруг акулы кому-то выгоден. Возможно заказ или же отвод нас от более важных проблем", — говорит нам эколог.
Директор дельфинария "Немо" Алексей Кисловский, который сразу после открытия также отбивался от атак общественных организаций, объясняет скандал вокруг акулы денежными интересами зоозащитников: "Многие защитники животных существуют на гранты. Если организация показывает, что ведет бурную деятельность, у нее есть шанс заработать грант от европейских и американских сообществ природы. Один известный киевский зоозащитник за год получает 70 тыс. грн".
Акула №2: поврежден плавник
Вторая по величине после Биг Джона — столичная рифовая акула по кличке Брюс. Она тоже недавно появилась в океанариуме возле ст. м. "Дарница" и также при транспортировке получила травму. "Был поврежден плавник", — признались нам сотрудники океанариума. — Даже такую небольшую акулу очень сложно перевезти. А из-за рубежа доставить практически невозможно. Для этого нужно строить специально для нее аквариум, что очень дорого. Особенность акул в том, что они должны постоянно двигаться, даже во сне.
Остановятся — тут же погибнут". Условия, в которых живет Брюс, заметно отличаются от тех, что у Биг Джона. По ширине аквариум чуть ли не в два раза превышает длину тела рифовой акулы, декораций почти нет, так что развернуться, не поцарапавшись, есть где.