Кто, где и как чаще всего обманывает киевлян

14 сентября 2012, 08:20
Рестораны недодают почти половину порции, на АЗС недоливают пол-литра бензина, а на рынках на одном клиенте недовешивают 50—100 грамм

Реклама

Киевляне буквально завалили "Сегодня" жалобами на обманы со стороны кафе, клиник, заправок — дескать, недолили, уменьшили порцию или поставили ложный диагноз для выкачки денег. Эксперты подтвердили "Сегодня": нынче обманывают почти все, причем нередко с санкций руководства.
БЕНЗИН. Даже если электронный счетчик на АЗС показывает правильную сумму, заправщики умудряются недоливать бензин. "Если не брать во внимание смешивание дорогого и низкооктанового бензина, АЗС экономят на топливных шлангах — они на АЗС очень длинные, и на пол-литра можно легко обмануть. Счетчик показывает, что бензин ушел в бак, но остатки, примерно 0,5 л, остаются в шланге. Конечно, "пистолетчики" работают в связке с операторами и руководством", — рассказывает замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. Пол-литра — это в среднем 5 грн, которые каждый водитель оставляет на заправке помимо оплаты топлива (см. графику). В конце дня общий навар на недоливе, который делят между собой руководство и работники АЗС, может достигать нескольких сотен гривен. Единственный выход, говорят эксперты, — поднимать шланг и сливать остатки в бак.
ЕДА И ПИТЬЕ. Недоливают напитки и недокладывают еду, как говорят эксперты, в 80% ресторанов и кафе. "В 80% заведений блюда перед подачей не взвешивают, а накладывают на глаз. Даже если порцию не уменьшают умышленно, она, как правило, на 15% легче обозначенной в меню. А если недовес намеренный, то до 40%. В барах зарабатывают в первую очередь на коктейлях: из-за льда они наполовину меньше. Недоливают и алкоголь", — рассказывает нам гендиректор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова. Эксперты советуют брать бутылку целиком, а коктейль пусть делают при вас. Ну а порцию, если вы не уверены в весе, можно попросить перевесить при вас. На рынках тоже недовешивают по 50—100 граммов на каждом продукте, а в супермаркетах "играют" ценниками — на прилавке цена товара одна, на кассе — уже выше. "Цена на кассе может увеличиться на 10—50%. То есть при обороте в год в 20 млрд грн в крупной сети около 1 млрд — заработок на ценниках. Это умышленное нанесение финансовых убытков гражданам, что должно караться по закону", —  рассказывает правозащитник Эдуард Багиров.
ЦВЕТЫ. Цветочники продают 15—20% продукции подпорченной и "реанимированной". "В обломанном бутоне мы делаем дырку, заостряем стебель, аккуратненько насаживаем и продаем, — рассказывает нам продавец цветов на рынке "Виноградарь" Людмила. — Часто у розы ломается стебель. Мы насаживаем оба конца на зубочистку, место соединения закрываем листиками с помощью степлера и продаем. Несвежие бутоны роз мы остригаем и подкрашиваем. У хризантем часто нижние лепестки скрепляем с остальными с помощью разогретого воска. В день не выброшенные цветы позволяет сэкономить до 400 грн".
ЗУБЫ И БАНКИ. Жалуются и на частные клиники. К нам обратился киевлянин Сергей Онопко, которому в частной стоматологической клинике специально поставили неправильный диагноз. За лечение того, чего нет, ему пришлось бы заплатить 3 тыс. грн. "В другой клинике мне сказали, что зуб в порядке. Просто инфекция, и надо пополоскать. Рассказали, что так частные клиники зарабатывают на клиентах", — говорит Сергей.
Грешат и банки. Многие сталкивались с ситуацией, когда рассрочку предлагают без каких-то переплат, консультант долго убеждает в этом, а при оплате кредита всплывают суммы от 20 до 35 грн. Оказывается, в договорах мелкими буквами прописана сумма за обработку ежемесячного платежа. И в год клиент переплачивает до 420 грн. "Еще больше банки зарабатывают при транзакциях — перечислении денег с одного счета на другой. При переводе десятые доли копеек отбрасываются без округления. И годовые исчисления доходят до десятков миллионов гривен. Если в день проходит операций на 100 млн грн, банк зарабатывает около 1 млн", — говорит Геннадий Рябцев.