Возле Кабмина. В знак протеста против плохих дорог водители меняли колеса и копались в багажниках. Фото: kiev-forum.org
Власть, у которой в Киевраде большинство, дала главе "Киевавтодора" месяц на то, чтобы возродить дороги в столице. Киевляне же бунтуют. В среду возле Кабмина состоялась очередная акция киевских водителей. Они заблокировали машинами ул. Грушевского и стали делать вид, что чинят колеса. Предприниматели же зарабатывают на плохих дорогах, наладив продажу сувенирных флажков на авто с надписью: "Я ненавижу Автодор" с изображением черепа с двумя костями в виде лопат.
Георгий Глинский объясняет: асфальт рушится из-за больших перепадов температур этой зимой. Но эксперты считают, что проблема не только в этом.
Экс-глава "Киевавтодора" Владимир Жуков признает, что эта зима — не из легких для дорог: "Асфальт лопается, как бутылка с водой, забытая в морозилке. Но корень проблемы в том, что объемы работ упали с 1 млн 300 кв. м в 2007-м до 86 тыс. кв. м в 2012 году. В Европе бы такого не позволили".
В итоге отделываются лишь ямочным ремонтом, следы которого исчезают со следующей зимой. Но экс-мэр Киева и строитель по профессии Александр Омельченко говорит, что ямы — хорошая кормушка для нечестных на руку дорожников.
"Я считаю, что ямочный ремонт придумали воры. При капстроительстве составляется смета, а при латании дыр не контролируется ничего. Добрую половину денег на этом отмывают. После нас технология укладки асфальта постоянно нарушалась. В воду бросают 5 лопат асфальта и притаптывают. Где за последние годы вы видели каток? Нового покрытия за последние 7 лет практически не делали", — говорит нам Омельченко.
Сам Глинский обвинения отвергает. "Нас вторую неделю проверяют прокуратура, фининспекция, даже ГАИ. Буквально с линейкой изучают, какой ямочный ремонт мы провели за 3 года, какие материалы получали, откуда, по каким ценам. То, что ямочный ремонт не документируется, неправда. В прошлом году мы потратили на него 17 млн грн", — сказал нам Глинский.
СРЕЗАЮТ. В частных фирмах, которые занимаются ремонтом дорог, говорят, что у коммунальщиков есть много хитростей. "Вместо 10 см асфальта срезается 5 см, старый щебень не меняется, вместо битума используют дешевый заменитель, а вместо хорошего асфальта плохой. Все это делается в сговоре по давно проверенной схеме", — рассказали нам в одной из фирм. В другой говорят, что дорожники приторговывают и снятым с дороги старым асфальтом — фуру крошки можно выгодно "загнать" какому-нибудь дачнику. По словам Жукова, вторсырье позволяет на 30% удешевить покрытие при капремонте.
"По качеству он уступает свежему асфальтобетону. Но тем не менее это отличный черновой материал для нижних слоев дороги и для обустройства тротуаров", — сказал нам Жуков. Георгий Глинский нас уверил, что срезанный асфальтобетон свозится на предприятие "Киевдорсервис". "Можете купить у нас по 60 грн за тонну. Просто город выделяет мало средств. В 2012 году отремонтировано 124,7 тыс. кв. м дорожного покрытия, это 8,9% от норматива. Если собаку кормить на 8,9%, то она сдохнет", — говорит Глинский.
РЕМОНТИРУЮТ И ЧАСТНИКИ. Мы узнали, можно ли скинуться на ремонт дороги и заказать его в частных компаниях. Оказалось, что это реально. "Инициативная группа должна выбрать подрядчика, и написать письмо в РГА. Фирма на основании договора с гражданами делает работу и получает за нее деньги. Но нужно закрыть ордер у нескольких инстанций: районные ДЭУ, "Киевэнерго", "Киевгаз", ГАИ. Они найдут тысячи причин, чтобы отказать. А если не закроешь ордер, жди штрафных санкций вплоть до уголовного дела. Так что такой заказ возможен только при сопровождении хорошего юриста, который бы все это контролировал", — рассказал нам руководитель ЧП "Дорожное управление-83" Евгений Самофал.