Из-за "Золотых ворот" был скандал, а Раду "срисовали" с педагогического музея

8 февраля 2013, 14:00
Архитекторы рассказали о том, как строилась столица

Реклама

 НАЧАЛО Кто строил Киев: задумки и реальность

Продолжение

"ЗОЛОТЫЕ": ПРОЕКТ — ЗА НЕДЕЛЮ

Реклама

Работы архитектора Вадима Жежерина знакомы не только киевлянам, но и в других странах. Его самый известный проект — станция метро "Золотые ворота", которая входит в число 15 самых красивых в мире. Ее построили в 1989 году. Любопытно, что выглядеть она могла совсем по-другому, если бы не случай.

"В начале 80-х был проведен конкурс на строительство станций, в том числе и по "Золотым воротам", — вспоминает Вадим Борисович. — Мы в конкурсе именно на эту станцию не участвовали. Ею занимались другие люди. Тогда была единая система управления всеми метрополитенами СССР и был главный проектный институт "Метропроект" в Москве. Вот и было признано, что москвичи будут строить эту станцию. Окончить ее должны были в 1989 году к Новому году.

В конце 80-х начались активные работы. К этому времени главным архитектором Киева стал Николай Жариков. Летом 89-го года он посмотрел, как идут работы по станции "Золотые ворота", и остановил реализацию проекта. Жариков пригласил меня к себе, показал картинку и спросил: "Что это такое?". Я отвечаю, что вроде бы станция метро. Он дальше спрашивает: "А что за станция?". Я отвечаю: "Серово-Радужная", мол, она вся серая и в каких-то радужных разводах. Тогда он и сказал: "А нужно сделать не "Серово-Радужную", а "Золотые ворота"! Причем немедленно, так как уже идут неправильные отделочные работы, завозят неправильные материалы, например, гранит, и это надо остановить". Когда я поинтересовался, почему именно я, он ответил: во-первых, потому что я киевлянин в четвертом поколении, во-вторых, пригрозил, что перестанет смотреть мои работы на советах. Жариков сказал, чтобы я привлек отца (Борис Петрович Жежерин на тот момент уже был заслуженным архитектором Украины и был известен в СССР. — Авт.), на все у нас есть неделя".

Реклама

Так и появилась красивейшая станция киевского метро. Как признался нам Вадим Борисович, это была его первая совместная работа с отцом, и во время ее реализации они даже поссорились, так как имели разные взгляды на проект. Но в итоге общее решение таки нашлось.

Кроме "Золотых ворот", известные работы Вадима Жежерина — реконструкция площади Льва Толстого со строительством инженерного комплекса метрополитена, одноименной станции метро и подземного перехода, проект комплексной реконструкции Бессарабского квартала (комплекс зданий и сооружений "Мандарин-Плаза", "Арена Сити", "Арена Интертеймент", "Доминант" и внутренняя пешеходная круглая площадь), комплекс Центральных железнодорожных касс и гостиницы "Экспресс" (1978—1985). А его отец помогал при строительстве здания, где сейчас располагается Администрация президента (напротив Дома с химерами). Знаменитые работы Бориса Жежерина — главный павильон ВДНХ, реконструкция Оперного театра.

ЕЖОВ ПРЕДЛОЖИЛ РАСКРАСИТЬ ДОМА НА ТРОЕЩИНЕ

Многие архитекторы запомнятся нам проектированием не конкретных зданий, а целых массивов. "Отцом Троещины" иногда называют архитектора Валентина Ежова, приписывая ему разработку проектов застройки массивов Теремки-2, Троещина и "Комсомольский". Но как утверждает его сын Дмитрий, это просто неверно сложившийся стереотип. "К Троещине отец имеет такое же отношение, как, скажем, к Оболони, — говорит Дмитрий Валентинович. — Над проектом застройки работали другие люди, но он давал какие-то консультации как главный архитектор. Во всяком случае, он не любил, когда о нем так отзывались".

Валентин Ежов занимал эту должность в 1981—1987 годы. "Вариант застройки массива Троещина, который проектировщики принесли ему на согласование — это было обычное жилье, — продолжает Ежов. — Но поскольку отец был человеком достаточно творческим, именно он сказал: "А попробуйте-ка что-то добавить. Например, раскрасьте дома в разные цвета, чтобы они отличались друг от друга". На то время это было очень смело и оправданно. Так что первые дома, которые появились на Троещине, выглядели довольно эффектно".

Но у Ежова было много и авторских проектов в Киеве: "Дом торговли" на Львовской, дворец культуры завода им. Антонова, жилые дома на Тургеневской, Смирнова-Ласточкина. Ежов также с группой архитекторов работал над станциями метро "Вокзальная", "Лыбедская". А архитектором Троещины был Юрий Паскевич. Он же разрабатывал проект по застройке жилого массива Виноградарь. С именем архитектора Генриха Кульчицкого связана застройка массивов Оболонь (1978—1985) и Русановка (1961—1974 годы). Он же — автор проекта гостиницы "Славутич" на Русановке.

"КИРПА СЛЕДИЛ ЗА СТРОЙКОЙ И НОЧЬЮ"

Архитектор Сергей Юнаков знаком киевлянам проектом Южного вокзала. Современное здание, которое "смотрит" на небольшую церквушку, появилось в 2001 году, к 10-й годовщине независимости Украины. За реализацию проекта вокзала Юнаков даже был удостоен госпремии Украины в области архитектуры, но досталась она ему непросто. Работу пришлось делать в максимально сжатые сроки. Напомним, Южный вокзал появился по инициативе тогдашнего министра транспорта Георгия Кирпы.

Декорированные мрамором и зеркалами стены, стеклопластиковый купол с подсветкой — все это построили за... 175 дней от начала проектирования до сдачи в эксплуатацию. "Была поставлена такая задача, и ее пришлось выполнять, — рассказал нам Юнаков. — Вы же знаете, всегда большие дела и в советское время, и потом приурочивали к большим праздникам. Успели практически все. Не доделали только паркинг с северной стороны. Там до сих пор недострой за забором. Все, кто работал над проектом, тогда почти не спали, но жизнь была очень насыщенной и интересной. Ежедневно проводилось по несколько оперативок. Последняя — обход полностью всего строительства — около часа-двух ночи. И всегда при участии Кирпы".

Тогда же рядом с вокзалом появилась и церковь Георгия Победоносца, которую также спроектировал Юнаков. Кроме того, он реконструировал универмаг "Украина", делал станцию метро "Дорогожичи", Севастопольскую площадь. Во всех проектах много стекла, прозрачные крыши. "Это атриумы — внутренние дворики, чтобы зимой не падал снег на голову, территорию  сверху остекляют", — объясняет Юнаков. Его мечта — достроить офисное здание на ул. Артема, 17: "Уже 20 лет строится, готов почти на 99%. Но все время что-то мешает довести его до конца".

МАЙДАН, "ПАРУС" И МОНСТР НА СКЛОНАХ

Бывший главный архитектор Киева Сергей Бабушкин, пожалуй, запомнится как один из самых скандальных зодчих Киева. Его детище — дом на ул. Грушевского, 9-а, который окрестили "монстром", 34-этажный деловой центр "Парус" в начале бульвара Леси Украинки, новый облик Майдана Незалежности. Относиться к ним можно по-разному, но в любом случае об этих сооружениях знает каждый киевлянин, они оставили свой след на лице города.