В подземных переходах Киева опасно находиться

20 февраля 2013, 13:28
Торговля в переходах сузила их ширину, и в случае чрезвычайной ситуации жители столицы могут не выбраться из них

/ Фото: Григорий Салай

6 метров – такой должна быть минимальная ширина подземного перехода, связанного с выходом и входом в метро согласно Государственным строительным нормам (ДБН). Однако в Киеве трудно найти станцию метро, ширина перехода возле которой хотя бы подобралась к нижней границе нормы.

Мы померили ширину подземных переходов возле некоторых станций метро, и обнаружили, что ширина проходов гораздо меньше установленного минимума. Например, ширина одного из проходов для людей в подземном пешеходном переходе на станции метро "Льва Толстого" составляет 3,3 метров. Возле станции "Шулявская" – 2,97 метров. А на станции "Олимпийская", где буквально в двух шагах находится футбольный стадион, ширина прохода составляет 3,7 метров. При этом метры у пешеходов, которые в случае пожара, теракта и давки могут не выбраться, забирают так называемые временные сборно-разборные конструкции торгового назначения или малые архитектурные формы (МАФы). Там, где к тому же присутствует и стихийная торговля, ширина перехода уменьшается еще наполовину. К примеру, на "Льва Толстого" она составила 1,7 метров, а на "Шулявской" только полтора метра.

Реклама

Инвесторы отбирают последние метры

В перспективе городские власти планируют передать инвесторам абсолютно все переходы столицы. "Мы обяжем инвестора улучшить техническое состояние подземных пешеходных переходов и взять на себя ответственность за ликвидацию стихийной торговли. В свою очередь инвестор получает право в установленном порядке размещать в подземных переходах временные сборно-разборные конструкции торгового назначения с учетом действующих нормативов", – заявил осенью прошлого года заместитель главы Киевгорадминистрации Руслан Крамаренко.

По его словам, это позволит обеспечить надлежащее состояние подземных переходов и позволит сэкономить средства на их содержании. Ведь инвестор будет содержать каждый переход за свой счет, и отвечать за чистоту в радиусе 20 метров от него.

Реклама

Однако даже в случае ликвидации стихийной торговли, сами же торговые точки инвесторов, которым дали зеленый свет на организацию торговли в переходах, заберут минимум 3 метра в проходах. Если же учитывать и примерную ширину зоны, в которой находятся покупатели, для пешеходов останется в лучшем случае 2,5 метра.

Двойное дно "улучшений"

Юрист Клим Братковский, в свою очередь, говорит, что по строительным проектам подземные переходы не предназначены для торговли. "Под видом "инвестиций в инфраструктуру города" киевская власть превратила подземные пешеходные переходы в объекты торговли. То есть, киевская власть с целью обогащения конкретных "товарищей", закрыв глаза на строительные, пожарные, санитарные нормы и на безопасность пешеходов, выдает разрешения на торговлю в подземных пешеходных переходах, – отмечает он. – Таким образом, чиновники самостоятельно меняют функциональное назначение сооружения. Теперь это не просто подземный переход, а подземный торговый объект с переходом".

Реклама

Что касается нормативов, которыми должны руководствоваться инвесторы при установке торговых точек, юрист считает – они как раз и подтверждают, что установка МАФов и других торговых объектов в переходах несет опасность для киевлян. "Нормативы говорят обратное, что переходы предназначены для прохода пешеходов, а не для организации в них торговых центров. Они изначально не были спроектированы для торговли", – отмечает он.