Киевский ученый ведет "двойную" жизнь

26 января 2013, 08:00
Необычный житель столицы рассказывает, как совместить научную деятельность и творчество

Максим Миколаец уже десять лет работает звукорежиссером в киевском театре "Дивні люди". При этом он еще является научным сотрудником, разбирается в коррозии арматуры и понимает актеров с "полувзгляда". Максим рассказал нам про строительный кризис в Украине, "заезженную" музыку и авторские права на песни.

"Вообще я работаю в научном институте, помимо занятости в театре. Занимаюсь стройматериалами.

Реклама

Со стройками в Украине сейчас проблема. Два года назад, было много работы, много строек, заказов. Сейчас с этим бывает сложно. Уже сам ищешь заказы, чтобы что-то делать.

Чтобы заработать деньги, каждый день приходится сталкиваться с чем-то новым. Например, сделать обследование здания, начертить какой-то проект. Бывает трудно, но с другой стороны это хорошо – ты развиваешься, повышаешь свой уровень, узнаешь многое, что может пригодиться тебе в жизни.

Может, я скоро стану великим ученым – сейчас пишу диссертацию на тему "Коррозия арматуры бетона".

Реклама

Научная работа – тоже креативная. Нужно что-то выдумывать, что-то новое познавать каждый день.

В театр я попал "за компанию": на втором курсе Киевского строительного института мой друг отвел меня в студенческий театральный кружок. Я ездил по фестивалям, выступал на сцене, а потом мне предложили поработать звукорежиссером. Я подумал: "Почему бы и нет".

Вся музыка для спектаклей подбирается на мой вкус и на вкус нашего режиссера. А он очень требовательный. Бывает, что он подбирает стиль музыки, направление, а я уже под этот стиль ищу конкретные композиции.

Реклама

Для звукорежиссера важно иметь терпение, чтобы оправдать вкус режиссера спектакля, найти то, что ему нравится.

Музыка не должна быть слишком "заезженной", любая мелодия для спектаклей не может быть слишком популярной.

Я как нянька, когда работаю с музыкальными коллективами, которые выступают у нас на каждом спектакле. Я знаю, что им нужно для выступления. Также отвечаю за аппаратуру и ее обслуживание и за музыкальное оформление спектаклей.

Пробиться в массы в Украине сложно. Для этого нужны средства и знакомства. Хотя у нас есть хорошие креативные ребята, которые пишут авторскую музыку и, я думаю, нужно стремиться к тому, чтобы давать дорогу нашим талантам.

Мы с актерами должны понимать друг друга с "полувзгляда". Поэтому я присутствую на каждой репетиции театра, чтобы наладить с ними контакт.

Часто звукорежиссеры закрываются в своей "каптерке", как в танке. Я же стараюсь общаться с артистами и слушать их пожелания.

Первые наши спектакли мы ставили на музыку Григория Лепса. Тогда он был не настолько популярным, как сейчас, поэтому мы его использовали.

Вопрос авторских прав из-за использования музыки в наших спектаклях не возникает. Мы используем песни так, как это делает вся Украина. У нас же в стране это слабо контролируется, поэтому претензий пока не было.

Сейчас мы используем более "забытую" музыку. Хотим, можно сказать, приучить публику. Хотя, конечно, вкус публики мы вряд ли сможем изменить.

Сам я слушаю, все подряд. Но предпочитаю легкий рок, рок-н-ролл и то, что можно петь под гитару. Я ведь должен выбирать музыку для спектаклей, поэтому слушаю все, что мне советуют, даже радио постоянно.

Целый день на работе я зарабатываю деньги, а после обеда трачу их на театр. Работаю где-то до пяти вечера, а потом – в театр.

Для меня театр – это больше, чем хобби. Я думаю, в будущем у нас с театром все получится, что можно будет даже зарабатывать творчеством.

Достаточно много средств приходится вкладывать в театр. Но мы стараемся своими спектаклями окупать вложенные деньги, и пока это более-менее получается. На чем-то экономим, например, звукоаппаратуру стараемся покупать дешевле, ищем у знакомых.

Буду ли я звукорежиссером или научным сотрудником, я не знаю. Пока не собираюсь бросать творчество, и все-таки связываю себя больше со звукорежиссурой, а с научной работой – как получится.

Самое большое удовольствие от работы для меня – это процесс репетиций. Когда можно пошутить, посмеяться. Но, конечно, когда заканчивается спектакль, и люди встают и аплодируют – это, безусловно, приятно. Это вдохновляет.

Я не представляю жизнь, если просто сидеть дома с женой и просто зарабатывать деньги. Для меня каждый день – это встречи с друзьями, общение. Поэтому мой девиз – больше друзей".