Когда я увидела в Киеве наши танки, я смеялась и прыгала от счастья – свидетельница освобождения столицы

2 ноября 2013, 07:09
Спецпроект "Сегодня": дневники киевлян, переживших войну

6 ноября Киев отпразднует 70-ю годовщину со дня освобождения от фашистских захватчиков. Фото: nnm.me

6 ноября Киев отпразднует 70-ю годовщину со дня освобождения от фашистских захватчиков. Как жил город в период оккупации (с 19 сентября 1941-го по 6 ноября 1943 года), мы рассказываем в рубрике "Дневники киевлян, переживших войну". Своими воспоминаниями поделилась Элеонора Коваль, которой сейчас 83 года.

РАНЕНИЕ

Реклама

"Мы с мамой жили в Лукьяновском переулке, но поскольку наши бомбили Киев и немцы из центра вытесняли киевлян, мы переехали к знакомым сначала на Артема, а потом на Полевую, в частный дом. Там во время бомбежек прятались в погребе. Мне тогда было 13 лет".

"В доме на Полевой нам было видно железную дорогу и как по ней отступают немецкие эшелоны. Их постоянно бомбили наши, и мы боялись, что заденет нас. В один из таких вечеров моя мама задержалась на работе. Я так переживала, что не могла усидеть в погребе. Вылезла из него всего на минутку — и получила осколок в ногу".

НАШИ В ГОРОДЕ

Реклама

"Впервые я поняла, что наши уже в Киеве, случайно. Было около 11 часов ночи, и я шла по Полевой. Вдруг мне навстречу едет какая-то странная машина: вроде не немецкая, да и люди в ней в другой форме. Оказалось, что это была чешская бригада. Они что-то сказали мне, и я каким-то внутренним чувством поняла, что наши уже тут".

"Утром после встречи с чехами я шла на встречу к маме на Демиевку и проходила через нынешнюю площадь Победы. Тогда на ней были одни частные дома — вы бы ее не узнали. И уже на площади я увидела наши танки. И много людей, которые махали и хлопали в ладоши. Тогда я смеялась и прыгала от счастья, а теперь — вспоминаю и плачу, так это было трогательно".

"Уже 20 ноября жизнь в городе восстановилась, дети пошли в школы. И с такой радостью! Нам было приятно все, что хоть как-то напоминало прежнюю жизнь".

Реклама

КАРТОШКА НА ЕЛКУ

"Продукты доставались нам с трудом. Магазины работали только для немцев и их семей, а продукты на рынках можно было обменять на какие-то предметы — посуду, мебель, ковры и другую домашнюю утварь. Сумка картошки досталась мне от женщины, которая поменяла ее на новогодние игрушки, которые мы с мамой и сделали. Тогда это было настоящим счастьем и везением".

"Декабрь 1942 года был очень холодным. У нас закончились дрова, и мы с мамой с санками ходили пешком в Пущу-Водицу за шишками и ветками. Как-то перед Новым годом нашли там елку: кто-то срезал ее, но не забрал. Тащили ее домой, было очень тяжело, но так хотелось праздника... На самую верхушку мы повесили последнюю остававшуюся у нас картофелину, а ветки украсили клочками ваты. А утром Нового года отварили ту самую последнюю картофелину и устроили праздничный завтрак. Я и теперь незаметно каждый раз кладу под елку картошку...".