Кран, убивший двоих киевлян, давно никто не проверял

19 января 2013, 06:16
В столице каждый пятый кран опасен для людей

Стройплощадка. Под стрелой оказались двое рабочих, которые погибли на месте / Фото: Григорий Салай

В пятницу на Оболони обрушилась стрела 20-метрового крана, убив двоих мужчин и чуть не раздавив третьего. Предварительная причина трагедии — изношенный трос еще советского крана, который не выдержал и лопнул. Эксперты говорят, что подобное может повториться, ведь 20% всех кранов в столице давно свое отработали.

ФОТО: В Киеве на стройке упал огромный кран

Реклама

"ОНИ ТАК КРИЧАЛИ". Гусеничный кран МКГ-25 рухнул в 10 часов утра, когда на стройке жилого дома на ул. Малиновского, 4, возле здания районной прокуратуры и суда вовсю кипела работа. "Забивали сваи буровой установкой. Из пустот, которые образовывались под землей, кран забирал песок — вместо крюка у него был ковш. Во время одного из маневров трос оборвался и стрела рухнула. Внизу стояли несколько рабочих, часть смогла отскочить, а два человека погибли на месте", — рассказывает нам источник в следствии. Еще один мужчина отделался ушибом ноги. Его отправили в травмпункт. Врачи рассказали, что мужчина был в шоке и практически не говорил. "Я услышала дикий крик и глухой удар, — рассказывает жительница соседнего дома Анастасия. — Вроде как дерево падает. Подумала, что это пьяные студенты из соседнего общежития. Затем услышала крики людей. Вышла на балкон, вижу — лежит кран, люди бегают, пытаются что-то вытащить".

ПРИЧИНЫ. Правоохранители вчера работали на стройплощадке, и охрана никого не пускала. "Я не знаю, что случилось с краном. Вроде все было сертифицировано, менялось. Ждем проверок", — махнул рукой представитель компании, которой принадлежит кран. "Начаты проверка и досудебное расследование в уголовном производстве по факту гибели людей", — сказали нам в милиции. Наш источник в следствии говорит, что кран был изношенный. "Предварительная причина — износ каната. Его нужно было заменить уже давно. Кран был старый, советского производства, давно не проводилось никаких испытаний. Не исключено, что трос был с заводским дефектом. Создана комиссия, которая установит точную причину. Можем констатировать, что это был обрыв, и вина — субподрядчика. К крановщику вопросов нет", — рассказал нам источник.

ОПАСЕН КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ. В Госгорпромнадзоре говорят, что трагедия может повториться. "В любую минуту кран может упасть в другом месте. Дело в том, что отношение к установке кранов и их эксплуатации у нас нормальное, но в Киеве 20% кранов переработали свой расчетный срок службы. Их надо или списывать, или делать экспертизу металлоконструкций. Компании-владельцы не хотят выбрасывать деньги на переоснащение, полагаясь на "авось пронесет" — рассказал нам источник в ведомстве. Прорабы это подтверждают — тоже, разумеется, неофициально. "Многие делают экспертную оценку, а другие через взятки старые и изношенные краны ставят на баланс и работают", — сказал нам главный прораб на одной из столичных строек.

Реклама

"БЕРУТ ВСЕХ И "НЕ ЗАМЕЧАЮТ" БРАК"

Но проблема на стройках не только в кранах, но и в самих рабочих, которых берут с улицы. "Очень плохо у подрядчиков сейчас с квалифицированными кадрами. Одно дело, когда на черновые работы берут людей с улицы, но когда на более-менее ответственные должности нанимают людей, мягко говоря, не очень высокого класса, без образования. Просто подрядчики хотят сэкономить, а отсюда и трагедии, и низкое качество строительных работ", — говорит нам один из сотрудников строительной компании, которая в столице возводит мосты и дороги. Главный прораб на одной из строек Киева говорит, что в более-менее солидных фирмах, если людей берут без диплома, их обучают на курсах. "Но за это рабочим надо платить самим (курс – 1,5 тыс. грн) и многие не хотят. Тех, кто не обучился, зачисляют в штаб разнорабочими, хотя они выполняют обязанности тех людей, где нужен диплом. А в маленьких фирмах ситуация вообще плохая. Там хватаются за работу все подряд, а на брак закрывают глаза".