Кто в Киеве виноват в пробках и заснеженных улицах

13 декабря 2012, 08:10
"Сегодня" провела ночь вместе с дорожниками, убирающими снег, и убедилась: даже после круглосуточной работы на дорогах появляются сугробы из-за того, что снег сбрасывают с тротуаров, а киевляне сами препятствуют уборке

4 часа утра. На Лукьяновке нас ждал МАЗ, чтобы показать особенности ночной уборки снега. Фото: С.Гальченко        

 "Сегодня" заступила на "дежурство" в 4:00 возле метро "Лукьяновская". "Ну что, спишь еще? — обратилась ко мне из грузовика — одного из 50, боровшихся ночью со снегопадом в Шевченковском районе, мастер районного ДЭУ Елена Петровна. — Залазь скорее".

ВИДЕО Киевляне: "Зима как всегда застала врасплох наше государство"

Реклама

Чтобы вскарабкаться в кабину грузовика, пришлось приложить немало усилий. Водитель МАЗа — Евгений, лет 30, спокойный, опрятный и немногословный. К этому моменту он находился за рулем уже 20 часов, с 8 утра, а следующая смена у него через двое суток. На наш вопрос, устает ли он, Женя лишь улыбается и сигналит очередной припаркованной машине. За него отвечает Елена Петровна: "Конечно, устает, мне сутки тяжело высидеть, а он 24 часа на дорогу смотрит". А Женя продолжает: "Тяжело, конечно. Кофе я не пью, чтобы не спать, открываю окно, вытягиваю голову — и такая прохл-а-а-ада. Но когда после суток прихожу домой, ем, ложусь, и отчетливо кажется, что я попал в рай... Жена понимает".

Елена Петровна тоже на работе уже 20 часов. Бойкая и разговорчивая, она руководит уборкой снега во всем районе, затем отчитывается руководству. Эдакая "королева бензоколонки". Лишь изредка жалуется, что из-за снегопада никакой личной жизни. До сдачи смены им еще 4 часа. "За сутки, если получится, можем  час отдохнуть, когда за солью заезжаем. Еще успела за ночь 3 раза обувь сменить — промокла. Обедаем вечером, когда все ужинают", — говорит Елена Петровна. У нее в руках два телефона. Несмотря на глухую ночь, они разрываются. "Валя, 29-й МАЗ. Контроль по Чорновила, Жилянской, Борщаговской. Повторяю — контрольный проезд. Скажи, чтобы подсыпали еще эти улицы. И чтоб без фокусов", — приказывает Петровна.

Реклама

 Евгений. 24 часа за рулем. Фото: С. Гальченко

Одновременно комментирует ситуацию на дорогах. "Я что хочу сказать, не уважают нас водители. Игнорируют, паркуются где хотят. Вот посмотрите, стоит машина, — показывает на припаркованное к бордюру авто. — Водитель за булочкой пошел. И пока он ее не купит, хоть конец света наступит, не отъедет. Не все понимают наш труд". Женя подключается: "И матерятся, и снежками бросают в нас. Один водитель пропустит, а второй до последнего будет мешать проехать, потом высунется из окна напоследок и крикнет: "Куда ты прешь?!". Есть и такие, которые кричат, чтобы перестал разбрасывать соль — машину, видите ли, им поцарапаю".

ДОРОЖКИ ДЛЯ БАБУШЕК. В кабине под 30 градусов. Дышать почти нечем. "Женя, выключи печку", — командует Елена Петровна. Но так жарко не везде. "Есть машины без печки. Там и умереть можно от холода", — говорит Петровна. Женя лишь хитро улыбается, но молчит. Мы в это время расчищаем ул. Дегтяревскую. "Видите, мы только что проехали, и снова куча снега на дороге — солдаты чистят тротуары и выбрасывают все на проезжую часть. Ну что с этим поделать?" — возмущается Петровна. Впереди к МАЗу прикреплен отвал (или просто ковш), он отгребает снег в сторону. Сзади полный кузов соли, которую разбрасывает специальный механизм. В сутки водитель 3 раза пополняет запасы соли.

Реклама

"Мы посыпаем, но ночью при перепаде температур все подмерзает. Приходится еще раз. И так как белки в колесе", — говорит Женя. За час мы проехали около 5 улиц. Говорю, многие сравнивают нынешние снегопады с зимой-2009, при Черновецком. "Мы тогда тоже не блинчики на базе пекли. Работали. Но сейчас серьезнее — как должно быть", — машет рукой мастер и дает команду отвал. Говорит, что днем убирать снег — невозможно. "Каждые два метра — пробки", — плачется она. И снова звонки: "Вася, как там тротуары на Нивках? Почисти! Только не заячью тропу сделайте, а нормальную дорожку — чтобы бабушки с сумками помещались!" — кричит она. Ул. Телиги.

Из кабины. Водитель авто не хочет отъезжать — говорит по телефону. Фото: С. Гальченко

"Женя, граница района закончилась, выключай соль. Едем на разворот вхолостую", — скомандовала Петровна. И опять набирает чей-то номер. Закончили работу мы в 7:00 возле "Лукьяновской". Я от напряжения почувствовал себя уставшим. А у бригады еще "контроль" нескольких улиц, а затем отдых. 

ИЕРАРХИЯ УЛИЦ И ПОМОЩЬ ГАИ. У дорожников есть иерархия улиц. "Во время снегопада сначала чистим Крещатик, пространство возле мэрии, Европейскую площадь, Грушевского — это для нас святое. Потом спуски и прочее", — говорит мастер. Когда про снег говорить уже надоело, после непродолжительной паузы Елена Петровна рассказывает о личном. Она из Нежина. После смены всегда ездит домой. Получает около 4 тыс. грн, а за работу во время снегопада начисляют и премии.

"Работаю сутки через трое. Во время снегопадов сутки через двое. Вот с утра заступила — и так 24 часа. Сейчас сдам смену, поеду домой, в Нежин. Тяжело. Зато зарплату вовремя платят, — говорит она. — Очень трудно морально, поскольку нашей работы никто не видит, все жалуются, критикуют, но мы ведь днем и ночью на улицах, нам очень мешают припаркованные машины. К садикам сегодня ночью подъезды расчищали. Три часа утра, а мы заехать не можем — машина припаркованная мешает. С помощью ГАИ начинаем искать хозяина. Минут 40 "кукарекали", домашний адрес вычислили, телефона нет. В конечном итоге водитель пришел сонный, как муха. Побурчал и отъехал. В общем, дети будут сыты, дорогу для продуктовой машины мы расчистили. Спасибо ГАИ".

За время работы мы лихо объездили с десяток улиц — правила дорожного движения, как оказалось, для водителя Жени существуют лишь формально. "У нас нет преимущества перед другими машинами. Но сотрудники ГАИ нам разрешают чуть нарушить и помогают даже. Я им сигналю, они перекрывают движение, я проезжаю", — говорит он. На 100 км в борьбе с заснеженными улицами его МАЗ съедает 58 литров топлива — столько среднестатистический киевский водитель расходует в месяц. А за сутки МАЗ "наматывает" сотни километров. В "Киевавтодоре" заявили, что в день уборка снега обходится городу в 1 млн грн.