На любой станции метро в Киеве может напасть "анаконда"

31 октября 2012, 21:51
На станции "Золотые Ворота" оборвался поручень эскалатора и чуть не убил женщину, эксперты утверждают, что такое может повториться, а в метро говорят, что уберечься от подобных ЧП можно лишь чудом

64-метровый поручень. Рухнул вниз в момент включения эскалатора. Люди не успели даже разбежаться / Фото: Сергей Николаев

/ Фото: Сергей Николаев

Реклама

Сегодня у киевского метро был черный день — здесь произошло два серьезных ЧП подряд. В день Хеллоуина на рельсы упал пассажир (к счастью, остался жив), из-за чего "красная" ветка стояла около 10 минут, а затем произошел беспрецедентный случай. На станции "Золотые ворота"  пожилую женщину на эскалаторе обмотала и стянула вниз резиновая лента поручня.

72-летняя Елена Ярославская с переломом костей таза и сотрясением мозга оказалась в больнице. Причиной ЧП могла стать изношенность поручня, который установили еще в 1990-м. Мэрия планирует устроить проверки эскалаторов на всех старых станциях.  

"ОБВИЛ КОКОН". Все случилось около 11:00. "Ничто не предвещало беды. Люди, как всегда, выходили из вагонов и шли к эскалатору на подъем. Тут прозвучал голос дежурной по станции, что сейчас заработает еще один эскалатор, и я вместе с толпой пошел к нему. Не успел встать на ступеньку, как замер — вниз с огромной высоты летел резиновый поручень. Словно анаконда, он извивался в воздухе, и тут достиг женщины, которая шла передо мной, обвил ее в резиновый кокон и повалил вниз", — рассказал нам очевидец трагедии Алексей Иванов. Он бросился спасать пассажирку: освободил из резины и понес на скамейку рядом.

Реклама

"Женщина сказала, что зовут ее Елена Тимофеевна, и попросила позвонить внуку. Я взял ее мобильный и набрал его. Люди вокруг звонили в скорую, звали сотрудников станции", — говорит Алексей. Сама пострадавшая вспоминает ЧП как страшный сон. "Это произошло в доли секунды, как кошмарный сон, я не успела даже закрыться руками. Сначала он ударил меня в грудь, потом в живот и ниже. Очнулась уже на скамейке, спросила, что произошло, а мне ответили, что я приняла на себя удар. Скорая приехала минут через 20, после того, как я дождалась внука. Мне оказали первую помощь — дали валидол, — рассказывает нам Елена Ярославская, которая сейчас лежит в больнице — У меня болит грудь, головаи ногами не могу шевелить, только пальцами".

 Пострадавшая. После ЧП не может шевелить ногами. Фото: С. Николаев

Реклама

Предварительно врачи поставили пенсионерке неутешительный диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, перелом костей таза, ушибы ребер и поясничного отдела позвоночника. "Мы обязательно будем судиться. Нужно ведь, чтобы нашли виновного в ЧП. Там ведь были и мамы с детьми, что было бы, если бы поручень задел малышей?" — говорит внук пострадавшей, Александр Гапоненко. По его словам, на лечение бабушки семья уже потратила больше 2 тыс. грн. "Только вечером нам позвонили из метро и сказали, что мы можем рассчитывать на компенсацию по окончании лечения", — говорит Александр.

ПРИЧИНЫ. Сразу после ЧП на "Золотых воротах" появилась комиссия метрополитена из пяти человек. "У нас ничего не произошло, — отмахнулись от нас проверяющие, после чего добавили. — Такого в Киеве еще не было, почему поручень порвался, не знаем". Нам все же удалось выяснить предварительную причину ЧП. "Скрытый дефект тросов поручня. Проще говоря, в резиновом поручне есть 10 стальных тросов, один из которых мог разорваться и повлечь за собой разрыв всей ленты", — сказал нам начальник главка ЧС КГГА Виталий Пшеничный.

По его словам, обследование эскалаторов в метро проводят каждый месяц, а этот проверили 19 октября. "Значит, надо применять другие методы проверки поручней, может, ультразвуковой", — говорит Пшеничный. Сейчас лента передана на экспертизу в Госпромнадзор, причины также выясняет прокуратура. Наш источник в метро считает, что причиной разрыва поручня могла стать его изношенность: "Эта 64-метровая лента вместе с эскалатором была установлена в 1990 году, а срок эксплуатации поручней 12 лет". Независимый мастер одного из ведущих предприятий по установке и обслуживанию эскалаторов тоже считает самой вероятной причиной изношенность, но также возможен "перекос направляющих". "Планка, удерживающая резиновые перила в правильном положении и направлении, в метро часто расшатывается из-за постоянных выбраций — едут поезда, поднимаются люди. Чтобы направляющие не расшатывались, их нужно тщательно проверять и подтягивать. Иначе съехавшая планка станет причиной того, что резину "закусит", пойдет натяжение, из-за которого при достижении критической точки, полотно поручня может лопнуть", — сказал нам мастер Руслан Л.

В мэрии не исключают, что подобное ЧП, по какой бы причине оно ни произошло, может повториться и на других станциях, которых в Киеве 51. "Это первый случай в нашем метро, но я не могу дать гарантий, что подобное не повторится, например, на других глубоких станциях, старых", — сказал нам Пшеничный.            

Что делать, если подъемник "сошел с ума"

К сожалению, ЧП на эскалаторах в метро происходят нередко и застраховаться от них невозможно. В апреле этого года на подъемнике в московском метро травмировалось 4 человека. Причина — ступеньки резко остановились, и люди попадали. Аналогичные ЧП происходили также в метро Сан-Паулу (пострадали четверо), Пекина (20 человек травмированы, 1 погиб), Баку (11 человек пострадало, 1 погиб). Вопиющий случай произошел год назад в метро Самары. Там в эскалатор провалилась 42-летняя женщина, попала в механизм и погибла. А два года назад в южно-китайском городе Шэньчжэнь ступеньки в метро "сошли с ума" и внезапно поехали в обратном направлении. В итоге тяжелые травмы получили 20 человек. Но самым трагическим и массовым ЧП на эскалаторе можно назвать то, что произошло 30 лет назад в Москве. Оно чем-то похоже на вчерашнее в Киеве. Тогда тоже оборвался поручень подъемника, при этом ступеньки стали разгоняться, увеличив скорость движения в 2,5 раза от обычной. Около сотни человек упали вниз, 8 погибло, а 30 забрали с тяжелыми травмами в больницы.

В метро говорят, что уберечься от подобных ЧП можно лишь чудом. Но есть правила, которые стоит соблюдать, — не заступать за желтые заградительные линии, всегда крепко держаться за поручни. "В крайнем случае, можно зацепиться за фонари или рекламу, которая всегда есть между эскалаторами, и держаться за нее, или же лечь на ступеньки и ползти, если эскалатор пойдет в обратном направлении", — говорят сотрудники.