В Украине ожидается бум фаст-фудов

13 марта 2013, 12:00
Ресторанов быстрого питания и заведений для среднего класса станет больше, а люкс-рестораны будут исчезать – эксперты

Фаст-фуды практически не почувствовали последствий закона о запрете курения / Фото: Анастасия Искрицкая

После вступления в силу закона о курении в декабре прошлого года киевские рестораны выживают, как могут. "На абсолютно всех рестораторов повлиял запрет о курении. По рынку мы видим снижение по уровню гостей на 15-20%, – говорит Евгений Резуев, генеральный директор сети ресторанов MAFIA. Он добавляет, что в Европе после принятия данного закона этот показатель был еще выше – 25-30%. "У нас она немного ниже, возможно, потому, что введение закона совпало с высоким сезоном ресторанного бизнеса", – отмечает он.

По оценкам эксперта, запрет курения больше всего ударил по пивным ресторанам и пабам. В меньшей степени он задел так называемые рестораны casual-dining (средний ценовой сегмент), особенно японские, и его практически не почувствовали фаст-фуды, в которых и до введения закона, как правило, нельзя было курить.

Реклама

Рестораны держатся на плаву, прежде всего, за счет эффективного маркетинга. "Мы постоянно обновляем меню, формируем новые ценовые предложения для гостей и стараемся задействовать наиболее актуальные каналы коммуникаций", – объяснила Людмила Мищенко, маркетинг-директор сети.

Ресторанный рынок Украины не развит – эксперт

"Рестораторы одними из первых ощущают любые изменения в покупательских настроениях людей. Дело в том, что они не связаны с предметами потребления базового уровня и удовлетворения базовых потребностей человека", – считает Евгений Резуев. Именно поэтому рестораны напрямую зависят от экономической ситуации в стране в целом и уровня дохода населения.

Реклама

"Ресторанный рынок также зависит и от культуры потребления, – добавляет ресторатор. – В Украине ресторанный рынок, по сравнению с европейским и североамериканским, не является насыщенным. Если сравнить, например, Берлин и Киев, то соотношение ресторанов на одного человека в Берлине выше в 8-9 раз".

Кроме того, рынок Украины не заполнен форматом заведений фаст-фуда. Хотя эксперты говорят, что у этого направления огромные перспективы и с точки зрения количества торговых точек, и с точки зрения доходности. "На текущий момент "МакДональдс" снимает сливки с рынка. Это происходит, в том числе, и потому, что конкуренция на этом рынке пока еще не высока", – объясняет эксперт.

При этом за последние несколько лет выросло количество заведений средней ценовой категории формата casual-dining, а ресторанов формата fine-dining (дорогих ресторанов класса "люкс") стало наоборот меньше.

Реклама

"Что касается сетевых ресторанов, то они имеют достаточно большой запас прочности, чтобы в течение трех-четырех месяцев выдержать определенные трудности. Если говорить об одиночных ресторанах – они постоянно открываются и закрываются", – рассказывает эксперт.

К нам придут "паназия" и фаст-фуд

Общемировой тренд, который в ближайшем будущем придет и в Украину, – паназиатская кухня – "сборная" кухня всех азиатских стран, начиная от Японии и заканчивая Индией. "В Украине паназиатская кухня не так распространена, как, например, в России. Но у этого направления есть позитивный тренд", – считает Резуев.

Помимо этого, у нас скоро откроется большая сеть ресторанов среднего ценового сегмента. "Скоро в Украине появится достаточно мощный мировой casual-dining, который представлен в Северной и Южной Америке и Европе. Они уже ищут локации в Киеве", – поделился ресторатор.

При этом наиболее яркой тенденцией развития ресторанного бизнеса можно назвать увеличение количества сетей фаст-фуда. Резуев приводит в пример Францию, где в этом году количество продаж в фаст-фудах превысило продажи во всех остальных ресторанах. И это при том, что Франция – исконно гастрономическая страна и ориентирована в основном на небольшие локальные рестораны. "Это тенденция, которая идет у них, а у нас будет все точно так же. Fine-dining будет уменьшаться в доле. Возможно, если говорить о каждом конкретном ресторане, он не будет терять в продажах. Просто будут расти фаст-фуды, и изменится структура рынка", – подводит итог эксперт.