В скорую Киева звонят за таблеткой цитрамона и для "секса по телефону"

18 января 2013, 06:50
Мы провели день на столичной станции скорой помощи. Репортаж "Сегодня"

Диспетчерский центр. Сюда ежедневно звонят 2 тысячи людей, чтобы вызвать скорую помощь / Фото: Александр Яремчук

После введения с 1 января новых правил для "скорой" киевляне жалуются, что, дескать, вызвать ее почти нереально. Напомним, вызовы разделили на экстренные (бригада должна прибыть в течение 10 минут, а не за 20, как раньше) и неотложные – их перенаправляют в неотложку. Подробнее Скорая по-новому: медики приедут быстро, но не ко всем

"Я звонила и сообщила, что давление очень поднялось, голова буквально раскалывается, а мне говорят, что это, мол, не срочный вызов, и ко мне приедет в течение получаса неотложка. Так и умереть можно!", – пожаловалась нам читательница Анна Сергеевна. "Сегодня" подежурила в диспетчерской 103 и выяснила, что киевляне звонят сюда, как в секс по телефону, а врачи несколько сотен метров преодолевают за 15 минут.

Реклама

ДОЕХАТЬ ЗА 10 МИНУТ. В диспетчерском центре в отремонтированном здании Киевской станции скорой помощи в смену работает около 20 операторов. Новая система позволяет определять номера, отслеживать скорые по GPS и мониторить пробки на дорогах. Ежедневно сюда звонят 2 тыс киевлян, а на вызов отправляют 1300 бригад. Руководство центра говорит, что при принятии реформы не учли дорожную обстановку в столице. "Доехать за 10 минут в Киеве нереально из-за пробок. Наши машины просто не пропускают. Недавно был вызов к Оперному театру, куда от станции можно доехать за 1 минуту. Ехали 15 из-за пробки", – рассказывает нам старший фельдшер станции Наталья Ластовецкая. Говорит, что ночью доезжают без опозданий. "Но тогда другая проблема — невозможно подъехать к дому из-за припаркованных машин. И идем пешком 400 метров. А если еще и нести...", — говорит Ластовецкая.

Материал по теме Врачи киевской скорой грозят массовыми увольнениями

Диспетчеры сообщают о звонках на подстанции – их в Киеве 16. После вступления в силу реформы с подстанций были выделены еще десятки бригад скорых, которые дежурят возле домов. Они нужны, чтобы быстрее среагировать на вызов. "Мы специально разместили их возле поликлиник, чтобы медики могли в туалет сходить. Они не стоят часами под домами, максимум 20 минут. Все остальное время на вызовах", – говорит Ластовецкая. Замглавврача станции Ляна Божко говорит, что такова служба. "Хирург во время операции по 6 часов не выходит пить чай. Милиционер 4 часа стоит. У бригад 6-7 дежурств в месяц, если они на ставке. Мы сами шли на такую работу и надо ее выполнять. Говорят, что из-за этого увольняются. Но текучка кадров у нас, как и раньше", — говорит она.

Реклама

Франк Гловацкий. Врач спасает сердца людей с 1971 года. Фото: А.Яремчук, "Сегодня"

ФИЛЬТРУЮТ. Медики говорят, что из-за того, что вызовы стали делить на экстренные и неотложные, у киевлян возникает путаница. "Звонит человек и говорит, что температура 37,4, или болит ухо, кашель, срочно скорую! Но это не экстренные случаи, и скорая не должна приезжать в течение 10 минут", —  рассказывает Ластовецкая. По ее словам, операторы "фильтруют" обращения. "Если вызовы вне квартиры, ДТП, с ранением, не дышит, острая боль в животе — это экстренная помощь. Все остальное мы переводим на неотложку. Но и люди должны понимать, что не во всех случаях нужно вызывать скорую. Иногда приезжаем, а нам говорят, дайте таблетку цитрамона от головы", – говорит Ластовецкая.

Реклама

"СЕКС ПО ТЕЛЕФОНУ?" По словам диспетчера центра Натальи Кловской, она для звонящих и "секс по телефону", и справочник. И все это за зарплату в 2 тыс. грн. Но после 12 часов работы — 3 дня отдыха. "Психологически очень тяжело. Иногда звонят и не понимают, куда попали. Балуются, ругаются. Звонят, как в "секс по телефону" — издавая звуки, стоны... Но не знают, что их телефоны высвечиваются, и мы их уже знаем. А 2 января позвонил мужчина и говорит: "Красавица, дай телефон, который мне ваши раньше давали". Оказалось, что он 32 дня в запое, и  ему нужна наркослужба. Диктую номер, а он: "А цифра 2 какая?". Пришлось объяснять, что в форме лебедя. Говорили 10 минут, хотя на абонента дается 2. Недавно молодой человек вызывал скорую, говорит: "Я купил новые туфли, а они мне натерли мозоль на свидании". Но люди, которым реально нужна помощь, малословны и ведут себя сдержанно", — говорит Кловская.