Апрель в Национальной опере: гала-концерт, одноактный балет и "Реквием" Верди

27 марта 2018, 04:44
Евгений Орлов впервые исполнит партию Верховного жреца друидов Оровезо в опере "Норма"

"Половецкие пляски"

Апрельский репертуар Национальной оперы Украины насыщен знаковыми событиями и не оставит безразличными как ценителей оперного искусства, так и хореографического.

Открывает программу месяца гала-концерт, посвященный юбилею творческой деятельности одной из ярких звезд, балерины Елены Филипьевой. Также в репертуаре месяца фрагмент оперы "Князь Игорь" – одноактный балет "Половецкие пляски", поставленный к юбилею театра, и который в этом сезоне имел ошеломительный успех, как в Украине, так и за рубежом. Продолжая традиции проекта "Украинские оперные звезды в мире" в этот раз к участию в постановках приглашен Евгений Орлов (бас) и Михаил Дидык (тенор). Евгений Орлов впервые исполнит партию Верховного жреца друидов Оровезо в опере "Норма" и вместе с Михаилом Дидыком, в день памяти о погибших на Чернобыльский АЭС, будет петь "Реквием" Дж.Верди.

Реклама

1 апреля – Гала-концерт, посвященный 30-летию творческой деятельности народной артистки Украины Елены Филипьевой

В первый день апреля почитатели хореографического искусства будут приветствовать одну из самых талантливых балерин современности – Елену Филипьеву, которая в этом году празднует творческий юбилей.

В свое время, в 1988 году, после окончания хореографического училища, Елена Филипьева была принята в труппу Академического театра оперы и балета УССР им. Т. Г. Шевченко. В кордебалете практически не танцевала, и первой сольной партией в театре стала главная роль в балете "Жизель". В 1993 году, в возрасте 23 лет, стала самой молодой Народной артисткой независимой Украины. В 1994 году Елена выиграла золотую медаль Международного конкурса артистов балета "Майя", после чего по приглашению Майи Плисецкой неоднократно выступала на гастролях с труппой Гедиминаса Таранды "Имперский балет". Под руководством Майи Плисецкой работала над партиями балетов "Жизель" и "Кармен-сюита".

Реклама

Елена Филипьева – лауреат Международных конкурсов артистов балета – в Москве (в 1989 г., ІІI премия), Санкт-Петербурге (конкурс "Майя", в 1994 г., золотая медаль), Японии (Нагоя, в 1996 г., серебряная медаль; в 1999 г., серебряная медаль). Награждена орденом Княгини Ольги III и II степени, Орденом Святого Станислава. Народная артистка Украины (1993 г). Гастролировала в России, Германии, Испании, Франции, Норвегии, Италии, Швейцарии, Канаде, США, Японии, Корее, Китае и других странах. Партнерами балерины по сцене были Николай Цискаридзе, Фарух Рузиматов, Александр Ветров, Алексей Фадеечев, Патрик Дюпон и многие другие известные танцовщики.

В программе Гала-концерта – лучшие фрагменты из балетных постановок Национальной оперы Украины.

22 апреля – опера "Норма" (В. Беллини)

Среди всех музыкальных произведений, которые создал Винченцо Беллини, опера "Норма", которая уже более чем 180 лет с неизменным успехом идет на всех знаковых оперных сценах мира, недаром считается истинным шедевром музыки. Один из музыкальных критиков ХІХ столетия писал о ней: "Из всех произведений Беллини именно в этой опере объединились глубокая реалистичность, мелодичное многообразие и наиболее потаенные чувства". По иронии судьбы этим критиком был ни кто иной, как Рихард Вагнер. Сам автор этого бессмертного произведения считал, что "Норма" – это лучшее из всего, что он создал в жизни.

Реклама

И уже не первый раз в этом сезоне именно "Норма" становится той постановкой, в которой испытывают себя в новых партиях солисты Национальной оперы и приглашенные звезды. Так, в рамках проекта "Украинские оперные звезды в мире" солист нью-йоркской Метрополитен-опера Евгений Орлов впервые будет петь партию Верховного жреца друидов Оровезо.

Также в главных партиях: Виктория Ченская (Норма), Сергей Пащук (Поллион), Наталия Николаишин (Адальжиза, молодая жрица), и др.

Евгений Орлов

Постановочный состав: дирижер-постановщик – Николай Дядюра; режиссер-постановщик – Анатолий Соловьяненко; хормейстер-постановщик – Лев Венедиктов; художник-постановщик – Андрей Злобин; художник костюмов – Анна Ипатьева; балетмейстер-постановщик – Анико Рехвиашвили.

24 апреля – балет "Кармен-сюита" (Ж.Бизе – Р. Щедрин) и одноактный балет "Половецкие пляски" (фрагмент оперы "Князь Игорь" А.Бородина)

Балет "Кармен-сюита" (Ж.Бизе – Р.Щедрин)

Одна из наиболее интересных интерпретаций оперной музыки Жоржа Бизе принадлежит композитору Родиону Щедрину и балетмейстеру Альберто Алонсо. Одноактный балет "Кармен-сюита" был создан для легендарной Майи Плисецкой. Премьера состоялась в 1967 году. Как отметил Альберто Алонсо, это была мечта не просто перевести на "язык танца" гениальную оперу Жоржа Бизе и новеллу Проспера Мериме, а создать оригинальную хореографическую партитуру на зажигательную и темпераментную музыку. Киевская премьера "Кармен-сюиты" состоялась 25 мая 1973 года. Постановщики, взяв за основу хореографию Альберто Алонсо, изменили кое-что в трактовке партий в зависимости от индивидуальности исполнителей. Александр Плисецкий хорошо знал московскую постановку, Азарий Плисецкий, который длительное время работал на Кубе, помнил постановку Альберто Алонсо. Сравнивая два варианта, балетмейстеры выбрали все лучшее и объединили в киевской постановке, которая не дублировала московскую, а была своеобразным прочтением балета Ж.Бизе-Р.Щедрина.

"Половецкие пляски" (фрагмент оперы "Князь Игорь" А.Бородина)

Идея создания постановки "Половецких плясок" на сцене Национальной оперы принадлежит художественному руководителю балета Анико Рехвиашвили. Фрагмент оперы Бородина "Князь Игорь" был поставлен к 150-летию театра (премьера состоялась осенью в 2017 году). "Сначала мы готовили лишь фрагмент, но появилась идея расширить его до одного акта, взяв музыку увертюры к опере "Князь Игорь". Таким образом, зрители увидят одноактный балетный спектакль, который состоит из двух картин: первая – это Киевская Русь, русичи, и вторая – это половецкий стан с танцами, – рассказала Анико Рехвиашвили. – Поэтому, что касается хореографического текста, то это полностью авторская работа. Бесспорно, читая музыку Бородина, понимаешь, каким характером он наделяет тот или иной эпизод. Но наше прочтение совершенно иное: привлечено другое количество солистов, и вообще – это другая история...".

В январе этого года балетная труппа театра гастролировала в Японии, где зрители имели возможность увидеть "Половецкие пляски", которые произвели на них неизгладимое впечатление.

26 апреля – Вечер памяти о погибших в результате аварии на Чернобыльской АЭС – "Реквием" (Дж. Верди)

"Реквием" Джузеппе Верди пользуется такой же популярностью, как и лучшие, из его 26 опер. Закончен весной в 1874 году, через несколько лет после "Аиды", "Реквием" имел длительную историю создания. В Европе "Реквием" Верди завоевал аудиторию сразу; по свидетельствам очевидцев, ему аплодировали бурно, требуя повторения отдельных номеров. В то же время за пределами Италии отношение к "Реквиему" во многих странах было, а частично и остается неоднозначным: он больше воспринимается как произведение оперного жанра, нежели духовного.

В жизни каждого народа и каждого государства есть не только праздничные и светлые дни, но и трагические события. К сожалению, украинский народ не стал исключением, потому руководством Национальной оперы Украины было принято решение ввести это произведение в репертуар театра с целью достойного чествования памяти жертв Голодоморов, Героев Небесной Сотни и погибших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Работа над воплощением произведения проходила под руководством Николая Дядюри и Богдана Плиша и прозвучит в исполнении Оксаны Крамаревой (сопрано), Анжелины Швачки (меццо-сопрано). Также к исполнению "Реквиема" в рамках проекта "Украинские оперные звезды в мире" приглашены два солиста – Евгений Орлов (бас) и Михаил Дидык (тенор).

Визит в Киев тенора Михаила Дидыка станет одним из главных событий апреля в Национальной опере Украины. Певец и раньше находил время и возможность в перерывах между зарубежными ангажементами побывать на родине.

Михаил Дидык

Михаил Дидык начал свою карьеру в родной Украине как солист Национальной оперы Украины, где он пел Ленского в "Евгении Онегине", Альфредо в "Травиате", герцога в "Риголетто" и Германа в "Пиковой даме". Вскоре после этого он начал получать приглашение от разных театров мира. Михаил Дидык объездил с гастролями многие европейские страны, а также Америку. Его голос звучал со сцены Большого театра, Мариинского, Финской национальной опере и Нью-Йорк Сити опера в Нью-Йорке, и многих других опер мира.