Арт-скандал в столице: за лебедя, елку и обнаженную порку закрыли шоу

12 февраля 2008, 08:10
Выставку современного искусства сняли из-за порнографии. Организаторы говорят, их не поняли.

Реклама

Давно в Киеве не закрывали выставки. Возле станции метро "Арсенальная" досрочно закрыли скандальную "картинную галерею". Столичная группа художников решила, что если народ не ходит в музеи, то картины пойдут к народу. Состояла выставка из двух частей — первая находилась в самом метро, на лайт боксах вдоль эскалатора, а вторая — на Арсенальной площади в специальном контейнере прямо возле пушки. Однако многие горожане творения не поняли и нажаловались властям. Выставку прикрыли, а художники и отдельные ценители расстроились.

ОБИДЕЛИ РЕЛИГИЮ. Замглавы Печерской администрации Александр Федоренко рассказал"Сегодня", что выставку закрыли потому, что ее организаторы не получили разрешения на установление контейнера. К тому же, многим киевлянам старшего возраста показалось, что картины, которые демонстрировали художники на экранах в контейнере, были банальной порнографией и обижают чувства верующих, которых на Арсенальной много — близко Лавра.

"Зачем такую выставку ставить там, где люди в Лавру идут? Пусть в парке где-то ставят, подальше от святынь", — считает г-н Федоренко. Международный арт-фонд, при поддержке которого проходит выставка, удивлен действиями властей. "Мы заранее сообщили властям, что будет установлен контейнер. Никто против не был", — сказала "Сегодня" представитель фонда Алина Зазимко. Порнографией сюжеты они не считают, говоря, что тогда этим словом можно назвать и обнаженную "Данаю" Рембрандта. Команда "Р.Э.П.", которая организовала выставку, также утверждает, что никакой обиды верующим там не было. "К нам заходило очень много людей, всем нравилось, — пожимает плечами представитель "Р.Э.П." Никита Кадан. Хотя работы московских художников все-таки были провокационными, признают художники. К примеру, на них была изображена порка обнаженного человека кнутом.

Реклама

"ПОХАБСТВО ПОКАЗЫВАЮТ!" Мнения киевлян разделились. Ярослава Белова, которая присутствовала на арт-шоу, уверена, что власти неправы. "Выставка мне очень понравилась, — говорит она, — эти картины намного мягче, чем то, что показывают по телевидению ежедневно. Но телевизор-то не запрещают!"

А вот люди старшего возраста считают, что подобные вещи в центре города недопустимы. Впрочем, полностью выставку не закрыли — на рекламных лайтбоксах в метро до сих пор размещены картины. Написанные они алфавитом "Патриотизм", который изобрели художники. Состоит он не из букв, а из логотипов — аналогов разных слов и понятий. Например, изображение лебедя следует понимать как слово "красота", сова — это "наука", елочка — "праздник". Контролер на станции "Арсенальная" Александра Клевцова говорит, что эти картинки людям нравятся и некоторые даже делают несколько кругов на эскалаторе, чтобы получше их рассмотреть.

Расстроенные художники решили эпатировать народ по-другому. Они вошли в вагоны подземки со столиками, едой и выпивкой. "Желающих поесть и выпить бесплатно было много — все голодные, с работы едут. А в метро не каждый день кормят и поят!"—рассказал "Сегодня" г-н Кадан. Творцов вскоре задержала охрана метрополитена, правда, выяснив, что ничем криминальным молодые люди не занимаются, скоро отпустили. Милиционеры, говорят художники, на лакомства не польстились. В пресс-службе метрополитена "Сегодня" рассказали, что не приветствуют подобные выходки, это считается хулиганством.

Реклама

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ТВОРЦЫ Малочисленная (около 20 человек), но скандальная группа киевских художников Р.Э.П. (Революционно- экспериментальное пространство) образовалась во время оранжевой революции. Презентовали свои работы художники весьма оригинально. В ноябре 2006-го они под черными флагами с лозунгами вышли на демонстрацию в день годовщины октябрьской революции с более чем кричащими лозунгами — "За искусство пасть порву" и "Требуем жертв" (намек на известную фразу "Революция требует жертв"). В Киеве художники заманивали случайных прохожих в салон микроавтобуса, где в ускоренном виде демонстрировали им слайд-шоу образцов современного искусства. Группа Р.Э.П. отметилась также тем, что поддерживает скандального херсонского концептуалиста Стаса Волязловского. В своей последней работе "Казак Мамай" он изобразил Юлию Тимошенко в виде лошади с гривой, заплетенной в косу, а президента в виде Мамая.