Бабушки мэра уже готовы "стучать"

2 февраля 2009, 07:00
Черновецкий предлагает "сдавать" арендодателей. Налоговики и юристы уверены, что это не поможет.

Будьте бдительны. Бабушки могут подкараулить где угодно. Фото С. Николаева

Мэр призвал киевлян, особенно "своих любимых бабушек", "стучать" на соседей, которые сдают квартиры. Градоначальник Леонид Черновецкий, пытаясь наполнить дырявый бюджет города, куда идет 15-процентный налог с суммы аренды квартиры, видит в этом нормальную европейскую практику. Звонить он советует на номер "1551".

В налоговой говорят, что и без "бабушек Черновецкого" проводят плановые проверки арендодателей. Находить их им тоже помогают "стукачи", но не пенсионеры, а в большинстве своем, бывшие жильцы, которых хозяин чем-то обидел, а также работники ЖЭКов и участковые. Как рассказал "Сегодня" глава пресс-службы столичной налоговой Андрей Соколов, единственное, чем может мэр помочь налоговикам, это составить реестр злостных неплательщиков.

Реклама

Корреспондент "Сегодня" проверил сознательность "любимых бабушек" и под видом волонтера мэрии отправился на поиски "павликов Морозовых". Захожу во двор "хрущевки" на Борщаговской. Вижу первую "жертву".

— Здравствуйте! Я волонтер из мэрии. Слышали о просьбе Черновецкого рассказать о жильцах, незаконно сдающих жилье?

— А вы это бесплатно у меня спрашиваете? — озадачивает меня старушка.

Реклама

— Ну, я запишу, как вас зовут, возможно, вам будет большой паек, а вообще, мэр Черновецкий сказал, что это в ваших же интересах — это ваши социальные выплаты..., — выкручиваюсь я.

— Нет, ну вы мне заплатите за каждого (преступника, — Авт.), тогда я скажу!, — хитро смеется собеседница. — А фамилию свою не скажу — а то еще меня "киллеру" закажут!

— Привет, Ильинична! — вдруг слышу за спиной. К нам подходит местный пенсионер. Рассказываю ему суть дела.

Реклама

— Вот ты меркантильная, Ильинична! А я и за так расскажу о нашем богаче-соседе! Он одну квартиру сдает, а в другой живет сам. И с нами, стариками, никогда не здоровается! Мне не за себя, мне за бабушек наших обидно! Нечего их обижать! Только я не вам скажу, я позвоню мэру, на линию.

Мы также поговорили с 56-летней Ларисой Шматко, которая ответила, что не способна на подлость:

— Старшее поколение, думаю, хорошо помнит сталинские времена. Сегодня донесешь ты, завтра придут за тобой!...

— Не от хорошей жизни люди снимают и сдают квартиры, — вторит ей жительница улицы Героев Сталинграда, Мария Владимировна.

А вот 72-летняя Нина Трофименко и рада бы пожаловаться, но говорит, что не на кого: "В нашем доме никто квартиру не сдает. Если бы новые соседи шумели, я бы первая позвонила!"

Еду в центр. На Саксаганского брожу по дворам. Пустынно... Наконец вижу бабушку к внучкой. Рассказываю легенду о волонтере. Екатерина Михайловна только рассмеялась:

— Да как же я вам расскажу, если я почти никого из своих соседей не знаю! У нас тут давно все выкупили. Где-то офисы создали, где-то новые жильцы въехали. Как их отличишь — кто законный, а кто нет? Не паспорт же у них требовать!

— Ну, а если новые какие-то лица появятся, будете на всякий случай просить, чтобы их проверили?

— Знаете, я спокойная, но у нас тут есть парочка моих подружек. Они просто "головорезы"! Если их новые жильцы обидят, им несдобровать — натравят кого хочешь! Даже мэра!

ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ 15%, ОТДАЙТЕ 200 ГРН. Юрист Василий Мирошниченко уверен, что затея обречена на провал. "Владельцу квартиры легче зарегистрироваться частным предпринимателем и платить в бюджет единый налог 200 грн., чем отдавать 15% от выручки за квартиру (скажем, если жилье сдают за 3000 гривен, то 500 гривен из этой суммы надо отдать городу. — Авт.)", — говорит Мирошниченко. Став частным предпринимателем, можно сдавать жилье за любые деньги, причем не одну квартиру, а даже несколько, при этом платя лишь 200 гривен.

Если же все-таки поймают на "укрывательстве", то на первый раз, говорят в налоговой, делать ничего не будут — ограничатся предупреждением и попросят платить налоги впредь. На второй раз придется выложить минимум 2100 грн. штрафа (или даже сесть — на 5—10 лет за злостное укрывательство от налогов, если сумма укрывательства будет внушительная).