Билетная история Киева: от черно-белых бумажек до талончиков для зэков

22 сентября 2007, 08:03
В коллекции Алексея Бойко 25 тысяч проездных документов.

Фото Г.Салая

В нашей повседневной жизни есть масса мелочей, вроде бы незаметных, и в тоже время очень важных. Проездные билеты относятся именно к этой категории. Ведь этот маленький клочок бумаги может рассказать очень много. Например, по дизайну можно проследить историю города, инфляцию денег, увидеть, как развивалась техника печати. Все это можно увидеть в коллекции киевлянина Алексея Бойко. За шесть лет он собрал больше 25 тысяч разных проездных документов. Есть билеты на все возможные виды транспорта, от привычных на троллейбус или трамвай до билетов на затонувший пароход "Адмирал Нахимов", а кроме того, советские турпутевки и даже талончики для проезда заключенных.

С МИРА — ПО БИЛЕТУ. Алексей собирает все, что связано с транспортной тематикой: проездные документы, жетоны, значки, спичечные коробки, открытки и марки с изображением поездов или трамваев. Коллекция начиналась с обычных советских талончиков. Что у самого "завалялось", что менял и покупал. Увлечение "обходится" недорого, стоят проездные пару гривен или немного больше. Коллекционеру удалось раздобыть настоящие раритеты, например, старинные билеты, которым уже больше 135 лет. Больше всего старинных талонов привезено из западной Украины, Польши, Германии, России. Есть и современные экземпляры из разных уголков планеты. Интересен в коллекции билетик для заключенного. Желтый клочок бумаги с надписью "билет автобусный" и еле заметными остатками от штампа когда-то использовал для проезда с зоны возле Тулы до города примерный заключенный, которого поощрили небольшой вылазкой на волю. Билетик подарил друг Алексея, который занимается реставрацией старой одежды. Он нашел его в шинели. Пару лет назад коллекционеру повезло с другим крупным презентом — во время ремонта перрона на Львовском вокзале нашли билеты на поезд в разные города Западной Украины, датированные 1918-21 годами. Теперь он их меняет на другие интересные экземпляры.

Реклама

"Билеты очень сильно изменились, — рассказал "Сегодня" Алексей Бойко, — если в начале века это был простой листок бумаги, разрисованный черной краской, то за несколько десятилетий билет превратился в многоцветный документ с водяными знаками и голограммами".

ОТ КАРТОНОК ДО ТЕРМОПОЛОС. Первый трамвай в Киеве появился в конце ХIХ века, в 1891 году, именно с этого времени начинается эволюция киевских талонов. Нужно ли говорить, что самые первые билеты очень сильно отличались от современных, они представляли собой клочки плотной бумаги 6 на 9 см, где черной краской были напечатаны число, месяц, год, и маршрут трамвая. Позже, где-то в 20-х годах ХХ века, билеты стали продавать в рулонах, тогда кондуктору приходилось ходить обвешенному множеством бобин с билетами для разных пассажиров, ведь были талоны обычные, для школьников, студентов, пенсионеров и еще они зависели от дальности маршрута. Такие билеты использовали очень долгое время, до середины 70-х годов, тогда их начали вытеснять билетики более современного образца. Пока еще простые и одноцветные. Красочные же проездные документы появились благодаря частной львовской полиграфической фирме. Это был грамотный коммерческий ход, красивые билеты по достоинству оценили во всех крупных городах Украины и начали заказывать их у львовян, а также на комбинате "Украина".

Эти билеты начали защищать от подделок, сперва с помощью термополосы (розоватая полосочка, которая исчезала под воздействием температуры ладони), потом одно или двухцветной голографической полосой посредине билета, которая переливалась на солнце, потом появились голограммы.

Реклама

РИСОВАЛИ НОЛИКИ. Изучая проездные документы, мы можем проследить экономическую ситуацию в стране и в Киеве в частности. До 1987 года прокатиться на трамвае можно было за 3 копейки, на троллейбусе за 4, а самыми дорогими были билеты на автобус – 5 копеек. После — талоны на все виды транспорта стоили 5 копеек.

"После 1991 года в СНГ проследить ценовую политику на проезд очень сложно, — сетует Алексей. Дошло до того, что билет на одноразовый проезд по Киеву стоил 40 тысяч крб. Бывало такое, что пока билеты печатались, их цена уже менялась, и кондукторам проходилось вручную дописывать на них нолики".

Чего только не придумывали, чтобы заставить киевлян не ездить в транспорте зайцем: в 90-е года додумались добавить на купоны лотерею. И горожане с удовольствием покупали билет в надежде что-нибудь выиграть. Но это удавалось редко. Позже на билетах стали печатать объявления. Лицевая сторона всех талонов была одинаковая, а вот изнанка пестрила разнообразной рекламой, объявлениям о продаже сигарет, сахара и телевизоров.

Реклама

ЛИФТОВЫЕ КАРТОЧКИ И БИЛЕТЫ ЗЭКОВ.

Носороги в доме. На лифтовой карточке — пропаганда; фото Г.Салая

"Прадед жетона". В подземку пускали по карточкам; фото Г.Салая

Билет для зэка. Выдавали их за хорошее поведение; фото Г.Салая

Круглые "талоны". Похожи на сокровище; фото Г.Салая