Чтобы спасти столицу, собрала в гостинке уже 111 кирпичей

9 августа 2007, 09:12
Дело жизни. Когда разрушают старое здание, Наталья Попова несет старинные кирпичи домой. Чтоб хотя бы так сохранить древний Киев для потомков

Метаморфозы. В коллекции кирпичей Натальи Поповой есть те, из которых построен старый столичный пригород; фото Ю.Малащук

Замена старинных домов в Киеве на панельные высотки или на дома-клоны, не блещущие оригинальностью архитекторской мысли, давно уже стало традицией. И хотя Наталья Попова не киевлянка, она болеет за город, как за свой и считает просто таки долгом этому противостоять. Притом довольно необычным способом – когда рушат очередной объект старины, Наташа прихватывает пару кирпичиков домой. Тщательно записывает в блокнот: откуда, какой. Мол, чтобы через надцать лет потомки увидели хотя бы "останки" древнего Киева. Они хранятся прямо в ее квартире. Несмотря на то, что площадь оной – всего два десятка метров.

- Вот здесь у меня Киев, – улыбается хозяйка и ведет нас на балкон, где можно стоять только боком – такой он крохотный. – Новые находки я, правда, уже перестала складывать сюда, боюсь, что балкон завалится от тяжести.

Кирпичи Наталья собирает около трех лет. А вот сохранять древний город вообще-то стала лет пятнадцать назад – она фотографировала на домах старинные надписи с "ятями". Когда в 2003 году прямо напротив ее дома снесли постройку позапрошлого века, Наталья решила, что одних фотографий будет недостаточно:

- Это был такой трогательный домик, всего с одним балконом. Так жалко его стало. Я забрала несколько кирпичей, и хотела на память об этом кусочке Киева вмуровать их в стенку своей квартиры.

Вскоре Наташа подобрала кирпичи еще на одной развалине – на знаменитом Подоле:

- Аж четыре. Несу, довольная. В автобусе с ними не поедешь, решила ловить такси. Поставить на землю не могу, держать одной рукой тоже. Вот та-а-ак моргнула глазами, и машина остановилась.

БУЛГАКОВ И ПЭРУ. Со временем друзья и знакомые стали тащить в дом Натальи кирпичи отовсюду, откуда могли: из России, Латвии и даже Африки.

- Вначале я и у этих кирпичей раскапывала "родословную". А потом перестала. И теперь каждый "приезжий" кирпич воспринимаю, как открытку, – говорит Наташа.

Вместе с киевскими находками на сегодня у Наташи 111 кирпичей. И большая их часть стоит прямо в малюсенькой комнате ее гостинки.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. – Как-то мой муж поехал на рыбалку в Глеваху (городок в 50 километрах от столицы – Авт.) и привез оттуда кирпичи с надписью "London". Ну откуда в этой глуши "заграничные" кирпичи? Я стала рыться в справочниках дореволюционных предприятий, и нашла, что эти кирпичи делались в Белой Церкви на зарубежные инвестиции. А покопавшись еще, и сопоставив факты, обнаружила следующее. Этими кирпичами в свое время застраивался старинный Подол, в 60-е годы 20 века дома в этом районе активно разрушали, и в это же время в Глевахе раздавались участки под дачи. Вот предприимчивые киевляне и использовали демонтированные материалы для постройки своих дач.

Точно таким образом сразу после войны кирпичи с Крещатика перекочевали в еще один столичный пригород – Бровары.

ТОЛК. – Есть у меня кирпич и из Латвии. Долго правда пришлось объяснять латышам, зачем он мне нужен. Не понимали. Когда я вернулась через год в тот дворик, тот же строитель зовет, мол, иди что покажу, – рассказывает Наталья. – Показывает красивенный кирпич, который для куполов используется. Обрадовалась. А он говорит: "Не-е-ет, теперь я сам старину собираю". А я все равно обрадовалась – оказывается от моего увлечения есть толк. Теперь и в Латвии прошлое есть кому хранить.

ДОРОГА В ВЕЧНОСТЬ. Перемещения кирпичей в пространстве, а значит и во времени вообще-то явление не сверхъестественное, но, по словам Наташи, действует бодряще. Мол, местечковые интересы сразу убивают мысли о глобальном, начинаешь думать: что же можешь сделать для истории. И как герой книги небезызвестного классика вдруг хочешь прожить так, чтобы не было мучительно... Но как?

- Несколько месяцев назад ко мне попал кирпич из Мгарского монастыря. На нем четко виден след от лапы собачки. Вот уже больше ста лет прошло с тех пор, а след остался. Как просто иногда оставить след во времени. Что-то в этом есть, – улыбалась Наташа.

БУТЫЛКА ДЛЯ СВЯЗИ ВЕКОВ. - Эта бутылка из-под французского коньяка времен Крымской войны, – хвастает Наталья зеленым сосудом и любовно протирает его от пыли. – Держишь его в руках, и как будто стоишь на грани между прошлым и будущим. Невероятные ощущения. Попробуйте!

Беру бутылку в руки. Тяжелая. Грань пока не чувствую, но продолжаю расспрашивать о других сосудах, для которых Наташа не пожалела места на кухне, такой же маленькой, как и все другие помещения в этой квартире.

- Это бутылочки для лекарств, которые использовались в старинных киевских аптеках. У них тонкие стенки, неровные края, это еще ручная работа, – увлекает хозяйка.

Первые флакончики Наташа подобрала так же в целях спасения духа древнего Киева:

- Возле Лысой горы (по поверьям именно здесь устраивают посиделки ведьмы, – Авт.). несколько лет назад трощили дома, чтоб на их месте построить новые, европейские. Весной я пошла туда собирать раннюю мать-и-мачеху, увидела эти флаконы. Это ж надо – ведь там землю даже бульдозерами уравнивали, а бутылочки остались целы. А казалось бы нет ничего более хрупкого, чем стекло!

Наташа, не уставая говорила и говорила, восхищаясь своими безделушками. А я думала вот о чем: из-за любви к городу Наталья не только собирает его по крупицам, но и забросила работу риэлтора, чтобы стать экскурсоводом. Она вкладывает Киев в нашу память – делает историю.

НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ. Наталья делает куклы-обереги, которые удивительным образом похожи на нее саму. Одежду для них только из натуральных материалов вяжет и шьет сама. Некоторым улыбчивые существа от киевлянки даже приносят в дом... детвору.