Скульптор памятника Щорсу: "С Кравчука монумент не лепили!"

19 августа 2009, 09:20
Лицо героя гражданской войны делали по фотографии, которую дала его жена

Щорс на бульваре Шевченко. В этом году памятнику — 55 лет

Первый президент Украины, который рассказывал, что в студенческие годы был моделью для киевского памятника Щорсу, не имеет к нему отношения, утверждает скульптор Николай Суходолов. Он 55 лет назад участвовал в создании монумента герою гражданской войны. "Никакого Кравчука там не было! Лично мне позировал студент консерватории по фамилии Носенко. Имя я уже забыл. А мой руководитель Михаил Лысенко работал с его коллегой — молодым скульптором Божко. Лицо же Щорса мы делали по фотографии, которую дала его жена", — рассказал "Сегодня" Суходолов.

Реклама

Скульптор Николай Суходолов

Ранее Леонид Кравчук рассказывал нам, что познакомился со скульптором Михаилом Лысенко на Крещатике случайно — тот подошел к симпатичному студенту университета и предложил поработать натурщиком: "Я согласился. И в течение двух месяцев ходил к Лысенко в мастерскую, как на работу. Помню, что получал за это довольно неплохие деньги. Правда, в то время я не знал, что это будет памятник Щорсу, мне почему-то не говорили".

К сожалению, скульптор Лысенко умер, поэтому установить, позировал ли ему студент Кравчук так, что об этом не знал его подчиненный, нельзя. "Лысенко в то время был пожилой больной человек, лежал в больнице. Ему, как известному скульптору, поручили создать эскиз. Он нарисовал Щорса на коне с фуражкой в поднятой руке. Потом Лысенко рассказал мне, что коня нарисовал с игрушечной лошадки своего сына Богдана. А для Щорса ему позировал коллега Божко", — уверяет Суходолов.

Реклама

Он проводил всю дальнейшую работу над памятником с двумя помощниками. Проблема возникла с фуражкой — в Москве не понравилось, что Щорс ею машет. "Сказали, что некультурно это. Я придумал переложить фуражку в другую руку, а ту просто поднять. Это всем очень понравилось, и меня Лысенко взял в соавторы. Мы долго работали над лошадью. Чтобы она выглядела натурально, из военного гарнизона раз 10 приводили красавца-скакуна Букета. Я даже нашел череп лошади и по нему лепил голову", — вспоминает мастер.