День из жизни киевского контролера: провокации пассажиров и рейтинг "оправданий" от "зайцев"

17 мая 2015, 10:40
Как журналист "Сегодня" ловила безбилетников в транспорте

Бездомный за проезд платить отказался. Фото: Анатолий Бойко

Утром к троллейбусной остановке подбегает женщина и кричит прямо в закрывающуюся дверь: "Подождите! Подождите! На работу опаздываю!". Пассажиры упрашивают водителя, дверь открывается, впускает раскрасневшуюся гражданку, и та произносит: "Фух, успела! Предъявите билетики, пожалуйста!".

Этот анекдот — старый, но всегда хороший. Еще булгаковский Кот Бегемот говорил, что нет работы хуже кондуктора (читай, контролера). Охота на "зайцев в рогатых джунглях" — не для слабонервных. Часто мы слышим, что контролеры ведут себя хамски, чуть ли не ломают пассажирам руки, выбивая штрафы, да еще и задерживают транспорт, забитый опаздывающими на работу нервничающими людьми. А все из-за того, что обычно "заяц" не признает себя нарушителем.

Реклама

Контролеры. Обычно работают по трое, чтобы помогать, охранять и успокаивать друг друга. Фото: Анатолий Бойко

"Есть у нас один "заяц-постоялец", юрист по образованию. Парень нашел несоответсвенность в законах и вот уже четвертый год принципиально ездит троллейбусом бесплатно, да еще и пишет жалобы и иски в суд с требованием вернуть деньги, которые мы взыскиваем как штраф", — говорит начальник службы организации сбора и учета выручки КП "Киевпастранс" Александр Вавринчук.

Реклама

"Сегодня" решила на себе испытать трудности неблагодарной работы контролера, для чего целый день проверяла билеты в городском транспорте, ругалась с нарушителями, узнавала жуткие истории угроз со стороны пассажиров и выясняла, собираются ли что-то менять в этой сфере.

Настрой: обязанности и советы бывалых

Признаюсь: в транспорте зайцем я ездила не раз, но, к счастью, ни разу не попадалась. Контролер троллейбуса для меня был подобен призраку — я знала о его существовании, но ни разу не встречала.

Реклама

В день эксперимента в 8 утра я стояла в троллейбусной диспетчерской и слушала, что входит в мои обязанности. Новые коллеги угрожающе приговаривали: "Сейчас ты прочувствуешь, каково это — работать контролером, когда тебе грубят, не слушаются, да еще и в хамстве обвиняют".

Напарники мне подобрались занятные. Таня — уверенная в себе девушка, за словом в карман не полезет. Контролером она работает уже два года. Юра — очень веселый, но в то же время сдержанный. Зайцев в Киеве он ловит уже 14 лет. У Олега стаж на два года больше; он очень приятный, но как только переступает порог троллейбуса — его не узнать: у него даже голос сразу ниже становится. Такому штраф отдают без колебаний!

Руководство выдало мне полный "боевой" комплект: красную жилетку, служебное удостоверение, жетон с личным номером и три вида квитанций на штраф — за безбилетный проезд в трамвае, троллейбусе или автобусе (60 грн), городской электричке (80 грн) и за неоплаченную перевозку багажа (8,50 грн).

Набор контролера. Удостоверение, жетон и три вида квитанций. Фото: Анатолий Бойко

Первый рейд: Интеллигент-хам и спящий бездомный

Час пик, жарко. На остановке с напарниками ждем, пока подъедет наше рабочее место. Я и Таня одеты в красные жилетки, а Юра с Олегом — в гражданку: говорят, так легче ловить "ушастых". Обычно контролеры работают по трое — чтобы входить одновременно с трех дверей. Кроме того, они друг для друга поддержка, свидетели и даже охрана — были случаи, когда пассажиры нападали с кулаками.

На первом же моем "заходе" безбилетников было трое. Первый из них, интеллигентного вида парень, возмущался: "Да я заболтался с другом и забыл прокомпостировать билет!". Он не просто отказывался платить, но еще и хамски "тыкал" Юре: "Ты что, странный? Я ж тебе четко объяснил — не бу-ду пла-­тить. Понял?!". При этом на контролера он смотрел взглядом боксера на ринге.

Хам. Парень так и не заплатил — удрал. Фото: Анатолий Бойко

Не сдерживаю эмоций и обращаюсь к Тане: "Ничего себе!" — "Это еще цветочки. Как-то под конец рабочего дня в полупустом трамвае на Троещине (спальный район Киева. — Авт.) один такой "заяц" достал нож. Я молча ушла — жизнь дороже".

Пока мои напарники разбирались с хамом, я в прямом смысле учуяла еще одного "зайца" — спящего бомжа. На просьбу показать билет он посмотрел на меня пустым взглядом и пробормотал: "Проездной". "А покажите!" — говорю. Мужчина долго возился в грязном пакете, а потом указал на обмотанную тряпками гнилую ногу: "Вот тебе мой проездной".

Бездомный. "Мое удостоверение — гнилая нога". Фото: Анатолий Бойко

В карманах "зайцев" оседают трамваи

В коммунальном транспорте ездит много льготников — их в столице около 40 категорий. Юра предупредил, чтоб я была внимательна при проверке удостоверений — их часто подделывают. Я купилась на одну такую подделку — "заяц" уверенно показал удостоверение работника МЧС и уставился в окошко. Хорошо, что рядом был Юра, — он-то хорошо знает, что для эмчеэсников льгот в общественном транспорте нет. Он затребовал штраф, чем очень удивил безбилетника: "Я уже давно бесплатно езжу!". Штраф он все же заплатил, но потом долго звонил коллегам и рассказывал им о своем открытии.

Напарник Олег. Умеет пугать серьезным видом и удостоверением. Фото: Анатолий Бойко

В прошлом году "Киевпастранс" подсчитал, по сколько льготников и зайцев катаются в коммунальном транспорте каждый день. Картина вышла любопытная. "Оказалось, больше 60% всех пассажиров — это льготники, около 10% — "зайцы", — рассказал Александр Вавринчук. — Получается, мы бесплатно возим бОльшую часть киевлян. Безбилетники оставляют в своих карманах пару миллионов гривен в месяц — этих денег хватит на новый трамвай".

Правило. Человек должен успеть пробить талон за одну остановку. Фото: Анатолий Бойко

Портрет и отмазки типичного "ушастого"

В общественном транспорте есть момент солидарности — бабушки вступаются за "бедных студентов": "Ну чего ты к нему пристала? У ребенка нет денег платить за проезд!". Еще одно явление — джентльмены, которые заступаются за "зайцев" — женщин. Правда, когда им говоришь: "Раз вы такой галантный, заплатите за нее штраф!", джентльмены сразу тушуются. К слову, женщины-безбилетники на контролеров сходу "наезжают". Их любимая фраза: "Почему вы мне грубите?!", даже если контролер предельно вежлив.

"Зайцы" бывают двух типов. Первые — воспитанные: они часто "экономят" за проезде, но если их поймать, штраф они платят почти безропотно. Вторые — хамы: они грубят, могут толкнуть контролера и убежать. Они знают, что за ними скорее всего не погонятся. Самые распространенные отмазки халявщиков: "Не успел купить билет, кондуктор был на другом конце троллейбуса", "У меня нет денег, где я вам их возьму?", "Нет с собой наличных", "Я первый раз в жизни не прокомпостировал билет. Ловите постоянных "зайцев!".

В роль контролера вжиться несложно, но это работа для людей со стальными нервами. Кроме того, она опасная: драки с "зайцами" — вещь не такая уж и редкая.

Портить жизнь нарушителям будут qr-кодами и спецкартами

Сегодня "Киевпастрансу" нужны 450 контролеров, но в штате таких специалистов только 80. Мало кто соглашается на такую нервную работу при окладе 1795 грн. Перед вступлением в должность контролер проходит двухнедельное обучение в учебном комбинате. Особое внимание руководство хочет уделить психологической подготовке специалиста, поэтому скоро обучение будет длиться целый месяц. "Нам очень важно, чтобы контролеры были стрессоустойчивыми и уравновешенными, работа ведь с людьми", — объясняет Александр Вавринчук.

Фото: Анатолий Бойко

Со временем предприятие хочет убрать всех кондукторов, которых сейчас 1400, и полностью перейти на электронную систему контроля. Правда, случится это не ранее 2020 года. "Планируем, чтобы в подвижном составе было несколько систем контроля, — говорит Александр Вавринчук. — Каждый, кто хочет воспользоваться коммунальным транспортом, должен будет приобрести для проезда специальную электронную карточку, которой нужно будет прикасаться к валидатору (специальному считывающему устройству), тем самым списывая поездку. Мы хотим, чтобы к 2020 году в столице было 1000 автоматов для продажи этих карточек — одно- и многоразовых. А пополнять их можно будет в спецтерминалах или онлайн со своего банковского счета".

В планах — еще одна система контроля. На смартфон можно будет закачать программку по оплате проезда. У каждого пользователя будет возможность заранее оплатить определенное количество поездок, после чего ему будет прислан личный QR-код. В транспорте будет установлен специальный фотосчитыватель, который будет сканировать этот код, и таким образом деньги будут списаны со счета пассажира.

Что касается льготников, предполагается, что организации, предоставляющие льготы, будут выдавать электронную карту с указанием льготы и периодом ее действия. "Когда пассажиры будут садиться в городской транспорт, на входе особое устройство будет отмечать, сколько человек зашло, — говорит Александр Степанович. — Эта цифра на пульте диспетчеров будет сравниваться с количеством заплативших в конкретном автобусе или троллейбусе. Если вторая цифра будет меньше первой, то автоматическая система тут же об этом сообщит, и команду контролеров отправят именно в этот транспорт. Так отпадет необходимость проверять все автобусы, трамваи и электрички в городе".

МОБИЛЬНЫЕ БРИГАДЫ. "В будущем мы хотим создать десять мобильных бригад для контроля "зайцев" во всех районах. У этих бригад будет оснащенный нужной техникой микроавтобус, — говорит Александр Вавринчук. — Когда контролеры увидят, что в одном подвижном составе находится пять и больше безбилетников, мобильная бригада направится туда взыскивать штрафы. Они будут вправе остановить троллейбус и выключить систему оплаты проезда, чтобы безбилетники, увидевшие контролеров, не успели заплатить за проезд в последний момент. Контролеры, подобно правоохранительным органам, будут иметь право забирать "ушастых" в микроавтобус для взыскания штрафа. Правда, там будет проводиться видеосъемка — нам важно следить, чтобы контролеры вели себя вежливо и в рамках закона. А еще нам бы очень хотелось повысить штрафы — до 300 грн. Когда человек заплатит не 60, а 300 гривен, в следующий раз ему не захочется ехать бесплатно. Штрафы мы планируем оформлять в электронном виде по идентификационному коду и квалифицировать нарушение как административное. Если нарушитель платит штраф на следующий день, то сумма будет умножаться на два. Если в течение трех дней — умножится на пять, если в течение недели — на 10. Если он затянет еще дольше, то автоматически перейдет в поле зрения исполнительной службы, и штрафы будут взиматься уже через суд".

Без бумаги. Билеты вскоре могут стать виртуальными. Фото: Анатолий Бойко

Все эти идеи в ведомстве пока находятся лишь на стадии обсуждения. В "Киевпастрансе" утверждают, что для реализации проекта им не понадобятся дополнительные деньги. Все затраты на установку электрических систем окупятся в течение первого года за счет сокращения 1400 кондукторов, которые станут не нужны после запуска электронной системы контроля.

"Киевпастранс" в цифрах

В коммунальном предприятии "Киевпастранс" работает больше 9 тысяч человек. Ежедневно городской транспорт перевозит около полутора миллионов человек. За год печатают 140 миллионов билетов. После повышения стоимости билета с 1,5 до 3 грн "Киевпастранс" зарабатывает 60 млн грн в месяц, а тратит 100 млн грн.

"Коммунальный транспорт всегда был социальным, и во всех странах он дотационный и убыточный, — говорит Александр Вавринчук. — Себестоимость перевозки одного пассажира в городской электричке, к примеру, составляет 8 грн, а пассажир платит лишь 4. В троллейбусе перевозка человека нам обходится в 4 грн, а горожане платят лишь 3".