Дитё подземелья гуляет под Киевом

11 октября 2007, 08:55
Киевлянин Алексей Соколов — сотрудник рекламной компании за адреналином ходит ... под землю. И уверяет, что только здесь находит смысл жизни.

Релакс. По признанию Алексея Соколова только под Киевом он успокаивается; фото автора

Реклама

Днем Алексей Соколов — сотрудник одного столичного рекламного агентства, а в темное время суток и по выходным — диггер, исследователь Подземли. Именно так уважительно называют диггеры системы дренажек, коллекторы, теплотрассы, исторические подземелья и бомбоубежища, все то, в чем находят они свой особенный, непонятный для других смысл.

"После работы я отдыхаю от городского муравейника под землей. Любуюсь красотой натечных образований, слушаю капанье воды и тишину. И только здесь я по-настоящему ощущаю полноту жизни. Ведь с одной стороны, вроде бы человек проложил одинаковые бетонные тоннели, а природа это все разукрасила и изменила по-своему. Многие ходят туда больше за адреналином, а вот красоту замечают далеко не все, — рассказывает Алексей. Диггеры его знают как Фалькона — у "подземельщиков" существует негласное правило давать друг друга прозвища. "Falkon" — сокол в переводе с английского, а Соколом меня называют еще с армии: производное от фамилии", — улыбается Соколов.

Когда Алексею было 6 лет, он из окна поезда увидел в заснеженном склоне Днепра дверь. Ему тогда жутко захотелось узнать, куда же она ведет. Но узнал лишь спустя 20 лет. А первые диггерские вылазки были еще в школе. "Возле школы был небольшой овраг с трубой, из которой вытекал ручей. Вооружившись самодельными фонариками, мы изучали ту таинственную трубу, но далеко не заходили", — говорит Фалькон.

Реклама

Переехав пару лет назад в Киев, он совершил путешествие в портал из детства. "Та дверь вела в Аскольдовку, одну из самых сложных, многоуровневых дренажно-штольневых систем столицы. Была зима, на улице сыро, очень холодно, — вспоминает диггер, — ход показался мне узким и низким, я весь испачкался, ноги были мокрые насквозь, лоб покрылся испариной и, выйдя на улицу, я хорошенько промерз. Но зато контраст, который я ощутил, просто незабываем. У меня не очень хорошее зрение из-за работы за компьютером, но тогда после длительного пребывания под землей, предметы на улице вдруг обрели невероятную четкость, свет был очень ярким, а воздух имел особенный неповторимый запах". Чтобы повторить эти ощущения, Фалькон с этого дня стал спускаться снова и снова.

Ныне он бывает под землей не реже 2 раз в неделю. Притом у него — рекламщика, всегда при себе рюкзак с налобным фонарем и монтировкой, чтоб люки открывать.

ХОТЯТ ПОМОГАТЬ ГОРОДУ

Реклама

23 августа 2003 года в ливневом коллекторе пропали два парня, и именно дигегры помогли МЧС-никам найти тела погибших. Но экстремалы могли бы принести пользу во многих случаях. Они первые узнают о смещениях, угрозах обвала дренажных систем, местах незаконной врезки канализации, которая потом направляется в Днепр или о сливах ПАВ с автомоек. Так например, ребята утверждают, что скандально известный дом по улице Грушевского, 9 действительно под угрозой обвала. "Мы с замиранием сердца ждем, когда он попросту сползет по склону, — рассказывает Фалькон. — Под этим домом проходит дренажная система, по ее состоянию мы видим, что склоны не выдерживают нагрузки, идет разрушение системы — трескаются балки и она скоро развалится, а это грозит обвалом склона. Тоже самое касается и глобальной застройки склонов Днепра". Ребята не раз сообщали о грозящей опасности и даже предлагали волонтерскую помощь в своевременном оповещении, но работники Специализированного управления противооползневых работ в ответ лишь возмущались, мол, что вы там делали, это очень опасно.

Фалькон надеется, что когда-нибудь власти разрешат ему и друзьям помогать городу. Потому пока не просто любуется киевскими подземельями, а изучает их. Делает топосъемку, рисует карты, анализирует состояние дренажек, влияние оползневых процессов на склон, систематизирует и исследует натечные образования карстового происхождения.

КАК СТАТЬ "ПОДЗЕМЕЛЬЩИКОМ"

Самое простое зайти на сайт киевской диггерской ассоциации ACIS — www.acis.org.ua, посмотреть план вылазок и присоединиться. В столице на улице Физкультурной каждую пятницу собираются диггеры, можно прийти и туда. Что понадобится из снаряжения? Мощный фонарь, лучше всего — налобный, желательно иметь каску, резиновые сапоги и сменную одежду. Можно взять небольшую бутылку воды на случай, если в глаз что попадет, чтобы промыть, и плитку шоколада – он стимулирует остроту зрения в темноте.

Под землей хоть и опасно, но вовсе не страшно. И очень красиво и интересно. Чего только стоит галерея "Эхо" в Николке, недалеко от станции метро Днепр. Здесь сильный акустический эффект — можно услышать разные голоса: то плач младенца, то смех, то какие-то шаги. А если крикнуть, то эхо может вернуться в виде необычных и даже страшных звуков. Была я и в самой красивой дренажке Киева. Там есть залежи пещерного жемчуга, сталактиты, сталагмиты и каменные грибы.

ДЛЯ ДОЛГИХ ПРОГУЛОК — ПОД ПАРК СЛАВЫ

Общая протяженность доступных подземелий Киева — около 100 км. Самой старой из дренажно-штольневых систем считается Никольская. Из исторических подземелий самые древние — Лаврские пещеры и фортификационные сооружения Киевской крепости, например, Лысогорский форт. Наиболее разветвленной, протяженной и сложной признана Аскольдова система, которая находится в районе парка Славы. А вот самая старая из подземных рек — Клов с притоками Кловица и Крещатик — протекает от Республиканского стадиона до завода "Арсенал".

Большинство исторических тоннелей, тайных ходов и подвалов завалено, разрушено или давным-давно замуровано КГБ. Меня заинтересовала легенда об Андреевской церкви: якобы когда-то место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда святой Андрей пришел в Киев и поставил крест на горе, где позже была воздвигнута церковь, море ушло вниз, но небольшая часть воды осталась и спряталась под Андреевской горой. По легенде, когда построили собор, под престолом открылся колодец. Утверждают, что если бы на церкви были колокола, то при первом же ударе вода вышла из источника и залила не только Киев, но и все Левобережье. Диггеры же говорят, что в склонах Старокиевской горы проложено несколько дренажек, которые не позволяют склонам скатиться вниз и удерживают церковь, но ту таинственную речку под храмом они так и не нашли.