Дому Булгакова исполняется 130 лет: история и современность самого светлого мистического музея

7 октября 2018, 01:00
Как ему подарили вторую жизнь и чем он живет сегодня

Дом-музей. В нем трепетно хранят память о любимом писателе / Фото: Александр Яремчук

В этот раз мы расскажем вам о киевском доме писателя на Андреевском спуске, 13, в котором сегодня работает замечательный музей имени Михаила Афанасьевича. Тем более и повод есть отменный: у дома юбилей — ему исполнилось 130 лет!

История

Дом был построен в 1888 году по проекту известного архитектора Николая Горденина. Тогда он числился не под 13-м номером, а под 20-м: в то время нумерация шла сверху, от Андреевской церкви. Строился он для жены купца Литошенко. Обошлась вся постройка в 22 250 рублей. После нескольких перепродаж дом приобрел в 1909 году гражданский инженер-архитектор Василий Павлович. Со своим семейством он занимал квартиру на первом этаже, а квартиру на втором арендовали Булгаковы — за 720 рублей в год.

Реклама

 В советское время дом постигла обычная для того часа практика: уплотнение. Дом стал коммунальным, и его заселили чужие люди. Здание буквально трещало по швам — новые жильцы перекраивали помещения на свой лад, приспосабливая их под жизненно необходимые спальни, кухни и санузлы. И уже к 60-м годам ХХ века это был уже не дом "постройки изумительной", а унылая кирпичная коробка, дышащая на ладан.

"Подойдя к обшарпанному, явно требовавшему капитального ремонта дому, я обнаружил, что входная дверь в него заколочена", — вспоминал позже Анатолий Кончаковский, удивительный человек, чьими стараниями дому таки суждено было стать музеем.

Музей

Городским властям очень не хотелось видеть в Киеве музей мистического и опального писателя. Палки в колеса энтузиастам ставили буквально на каждом шагу.

"Я обратился в городские инстанции, — пишет Кончаковский в замечательной книге "Легенды и были дома Турбиных", — ведавшие культурой, с предложением безвозмездно принять в дар мою коллекцию (булгаковских реликвий, которые Анатолий Петрович собирал много лет. — Авт.) и создать на ее основе музей писателя".

Как и следовало ожидать, ответом ему был отказ: чиновники от культуры посчитали, что собранных экспонатов на музей не хватит, да и сам дом такой ветхий (а вот это уже было правдой), что просто не способен выдержать наплыва людей. Но поклонников писателя это не остановило: они продолжали "пробивать" идею музея. И в 1989 году их просьбам наконец вняли, дав официальное согласие на создание при Музее истории Киева Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова!

Реклама

Как поднимали

К сожалению, всех причастных к рождению музея упомянуть мы не можем — места в статье не хватит. Но обязательно вспомним выдающегося киевоведа Дмитрия Малакова, тогдашнего директора Музея Киева Тамару Хоменко и архитектора Ирину Малакову. Именно Ирина Магомедовна стала автором проекта реставрации.

Основная задача, которая стояла перед реставраторами, — восстановление оригинальной планировки второго этажа. Не менее важным было сохранение главного фасада, ступеней парадной лестницы и кафельных печей. Дом и правда был в печальном состоянии: дряхлый, прогнивший, разбитый, замученный не любившими его советскими жильцами... То, что сделали реставраторы, без всякого преувеличения, подвигом перед Киевом.

Впервые музей (уже музей!) впустил в свои стены посетителей 15 мая 1991 года. Помещение было совершенно пустым, без мебели и книг. Но дом уже начинал жить, расправлять затекшие от времени плечи и спину. Впереди у него были тысячи и тысячи восхищенных посетителей, пришедших в дом, чтобы почтить своего любимого писателя — Михаила Афанасьевича Булгакова.

Реклама

История фотографии "Миша-доктор"

Фото Булгакова сделано в 1913 году младшим братом Михаила, Николаем, увлекавшимся тогда фотосъемкой. В семье фотографию шутливо нарекли "Миша-доктор": на ней он еще не писатель, но уже студент медицинского факультета. Именно в этой комнате жил сам Михаил Афанасьевич до своей женитьбы. В музейной же экспозиции это помещение известно как комната Николки (персонаж "Белой гвардии"). В это самое окно, что за Булгаковым, вымышленный Николка прятал Най-Турсов кольт и Алешин браунинг. За кадром — над столом — висит в рамке коллекция бабочек, собранная Михаилом Афанасьевичем.

Булгаков. Еще не писатель

Жизнь в чб: дом в объективе Некрасова

Первые две фотографии дома (слева) по Андреевскому спуску, 13 — родом из 60-х годов. Их собственноручно сделал писатель Виктор Некрасов. Тогда это был еще не дом Булгакова, а всего лишь потертая жизнью коммуналка, которой только еще предстояло (более чем через 30 лет!) как мифической птице Феникс, переродиться и стать самым необычным и самым живым из киевских музеев! Что интересно, впервые этот дом Виктор Платонович запечатлел на пленку, даже не зная его историю. Просто выбрал удачный ракурс, эффектную натуру  — и щелкнул.
На третьей фотографии (уже не Некрасовской) — вид с тыльной стороны дома. Фото начала 90-х: в разгаре реконструкция. Скоро музей распахнет свои двери...

Людмила Губианури: "Люблю, когда в доме наступает тишина"

Директор киевского музея Булгакова — о том, что сегодня беспокоит 130-летний дом-юбиляр, радостях работы, об уникальных находках сотрудников и иммерсивном театре

— Людмила Викторовна, этот год для дома со знаковым киевским адресом "Андреевский спуск, 13" — юбилейный. Возраст у "дедушки" серьезный — 130 лет! Отсюда и вопрос — с какими "болезнями" борется сейчас наш юбиляр?

— Возраст и правда весьма почтенный, а потому и проблем со здоровьем у нашего дома-музея, увы, хватает. По большому счету, последний большой ремонт в доме проводился в 1989-м — то есть это была еще советская реставрация. А дальше мы все время что-то только подкрашивали да подклеивали. Не хочется перечислять все бытовые сложности, чтобы не омрачать праздник, поэтому приведу лишь несколько примеров.

Самое важное, и это наш главный бич: плохая гидроизоляция всего Андреевского спуска. Это значит, что здание музея и его экспонаты (книги, фотографии, документы) постоянно страдают от высокой влажности. Рукописи, как известно, не горят, но влажность для бумаги — подобна смерти! Впрочем, не только для нее... И косметическими методами эту проблему не решить: нужно создавать новую систему для отвода воды, учитывая всю "холмистую" специфику местности. Думаю, все понимают, что музей с задачей такого масштаба сам никак не справится. Тут нам нужна помощь города.

Также в весьма плачевном состоянии находятся 13 окон на втором этаже, где жили Булгаковы и где сейчас расположена главная экспозиция. Примерно в таком же состоянии и мемориальный паркет в медицинском кабинете Михаила Афанасьевича, из-за чего туда сейчас ограничен доступ посетителей. Это все, конечно, быт. Но быт отлично умеет отравлять жизнь.

— В музее на удивление спаянный коллектив — многие работают со дня его основания. А это, страшно подумать, уже...

— В следующем году нам как раз исполнится 30 лет! Это если вести отсчет со дня решения исполкома Киевского горсовета о создании Литературно-мемориального музея Булгакова (9 февраля 1989 г. — Авт.). Так что у нас еще один юбилей грядет.

— Вы и сами пришли в музей более 20 лет. Положа руку на сердце: не бывает приступов усталости от того, что вас окружает?

— До того, как стать директором, я была младшим научным сотрудником, затем старшим. И только потом первый директор и создатель музея Анатолий Кончаковский вдруг предложил мне попробовать себя на этой должности. Помню, как я тогда испугалась (смеется). Что касается усталости — устают все. Исключений нет. Спасает то, что нам нравится заниматься тем, чем мы занимаемся. Нравится этот дом с "шампанистым" настроением. Так было при жизни Булгакова, и мы стараемся, чтобы так же шумно и весело было здесь и сейчас. Тут вечно все бурлит: приходят новые люди, проводятся концерты, выставки. Ни минуты покоя! Возвращаясь к вашему вопросу — иногда от подобной круговерти устаешь. Но без всего этого — откровенно скучаешь.

— Обратил внимание в музее на афишу "Иммерсивное шоу". Что это за зверь такой?

— Это совершенно необыкновенное действо, которое проводят у нас молодые и талантливые ребята! Иммерсивный театр — это когда зритель становится участником действа, а не просто его созерцателем. Это шоу — в каком-то роде, как 3D- и 4D-эффекты, делающие картинку объемнее. Так, во время ночной экскурсии, зритель может ощутить дурманящий аромат цветов, которые держит в руках Маргарита, услышать музыку из "Фауста" — любимой оперы Булгакова, или треск старинных свечей в канделябрах. И все это не прямо в лоб, а соткано из полутонов. Очень красиво!

— У вас есть любимые уголки в этом доме?

— Может, это немного странно слышать от директора музея, но больше всего я люблю моменты, когда после активного и шумного дня в этих стенах вдруг наступает тишина. Не резкая, пронзительная, — а какая-та очень уютная, нежная, правильная. В такие моменты особенно остро понимаешь, почему писатель так любил это удивительное место.

— Какие последние поступления в фонды музея вы бы назвали наиболее ценными?

— Без сомнения, архив Елены Земской — крестницы Булгакова. Этот архив включает в себя более тысячи единиц уникальных документов — писем, альбомов, книг и автографов Михаила Афанасьевича. Для нас большая удача и счастье, что Елена Андреевна (к сожалению, ее уже нет в живых) приняла решение передать архив в Киев.

Директор: "Нам бы не помешала помощь властей города". Фото: А. Яремчук