Электронные билеты в Киеве: как работают валидаторы

2 ноября 2018, 13:05
Как скоро можно будет расплатиться карточкой и где это получится проще всего

Фото: Мила Князьская-Ханова, "Сегодня"

В Киеве с 1 ноября объявлен старт работы системы, которая позволит платить за поездки в наземном транспорте так же, как в метро – с помощью специальных электронных карточек. В салонах новых троллейбусах установили валидаторы – оранжевые устройства, к которым нужно подносить карточку, чтобы рассчитаться за проезд.

На экранах уже несколько дней отображалось сообщение о том, что система – в тестовом режиме. Многие киевляне ждали начала ноября, чтобы воспользоваться карточками при оплати проезда. Однако, новшество для простых пассажиров так и не заработало.

Реклама

Электронный билет есть, но его нет

Первым делом, мы отправились за специальной карточкой. По словам чиновников, эти карточки должны продаваться в киосках – там же, где талоны и проездные. Однако, в кассе на трамвайной остановке, в частности, на Контрактовой площади, – нам сказали, что электронных карточек пока что нет – их не завезли.

"Есть пока только обычные проездные", – рассказала продавец.

В киоске на Контрактовой карточки не нашлось. Фото: Мила Князьская-Ханова, "Сегодня"

Реклама

Валидаторы тоже пока есть не везде: мы не заметили устройств ни в одном трамвае, курсирующем, например, на Подоле.

Трамваи пока без валидаторов. Фото: Мила Князьская-Ханова, "Сегодня"

Реклама

Однако "гаджет" нашелся в троллейбусах на маршруте №42. На экране – неизменная надпись, сообщающая, что система работает в тестовом режиме. Подносим к нему банковскую карточку с paypass – и… ничего не происходит, валидатор лишь мигнул зеленой лампочкой.

"Они пока что не работают, карточки еще не запрограммировали", – объяснил нам кондуктор.

По словам кондуктора, вскоре в салонах появятся плакаты с инструкциями, которые объяснят пассажирам особенности электронной оплаты. Но когда система заработает – он не знает.

"Точно в этом тысячелетии", – иронизирует мужчина.

Также кондуктор уточнил, что валидатор в ближайшее время не примет банковских карт с Рaypass, равно как не отреагирует на сигналы из мобильных приложений, которые, к примеру, позволяют рассчитаться с помощью телефона в кассах супермаркетов. Так что, несмотря на заявленный старт работы Е-билета, он, по факту, так и не появился.

Объяснения чиновников: система работает, но проверить ее может не каждый

В КГГА в день старта уточнили: электронные билеты запущены исключительно в тестовом режиме. С начала ноября специалисты проверяют систему, ищут и устраняют в ней слабые места и полноценно она пока не работает.

"Подчеркиваю, что это техническое тестирование, которое будут проводить профильные специалисты под контролем Департамента информационно-коммуникационных технологий. На время этого тестирования в продаже билета не будет. Лишь после того, как специалисты все проверят, мы запустим систему в опытную эксплуатацию и ею смогут пользоваться граждане", – сообщил заместитель главы КГГА Дмитрий Давтян.

По предварительным расчетам, тестировать работу валидаторов будут два месяца – до Нового года. И только после этого система будет доступной для пассажиров в опытной эксплуатации. Во время нее можно будет рассчитываться за поездки как электронными билетами, так и привычным способом – пробивая в компостере талоны.

В целом, до 1 ноября следующего, 2019 года, проезд в наземном транспорте будет предоставляться по:

  • электронным билетам в виде транспортной карточки или одноразового QR-кода
  • проездным билетам (талоны, которые нужно компостировать)
  • удостоверениям или справкам, дающим право на льготный проезд в соответствии с законодательством,
  • студенческим и ученическим билетам, выданным учебными заведениями до 1 августа 2019 года,
  • Карточке киевлянина

После проведения опытной эксплуатации, систему оплаты через валидаторы планируют ввести в промышленную эксплуатацию с 31 октября 2019 на всех видах городского пассажирского транспорта.

Как сообщалось ранее, оплатить проезд можно будет несколькими способами: "Карточкой киевлянина", одноразовыми талончиками с QR-кодом и пластиковой электронной карточкой (стоимостью 40-50 грн), которую владелец сможет пополнять поездками по принципу карт на метро. Ограниченное количество карточек, как рассказал сайту "Сегодня" директор департамента информационных технологий КГГА Юрий Назаров, раздадут тем, кто примет участие в тестировании системы.