Где в Киеве можно дать клятву дружбе

13 января 2011, 21:21
"Сегодня" предлагает изучить золотые секреты музея драгоценностей

Кабанчик отлит из золота и украшен гравировкой. Фото: А.Яремчук

Холодная погода уже не позволяет подолгу гулять по киевским улицам, поэтому мы предлагаем зимой пройтись по столичным музеям.

Смотрите фотоСамые оригинальные золотые украшения Киева

Реклама

Первым в своем маршруте мы решили выбрать Музей исторических драгоценностей Украины. Его открыли в 1969 году в Киево-Печерской лавре. Он расположен в двухэтажном здании XVII—XVIII века работы украинского мастера Степана Ковнира. Для фондов музея, в котором сейчас насчитывается 50 тыс. экспонатов, собирали предметы из Киевского исторического музея, Художественного музея, Всеукраинского музея еврейской культуры, Института археологии и частных коллекций. Все предметы будто представляют историю наших земель в золоте и серебре, а визитными карточками являются Золотая пектораль и Гайманова чаша.

КАБАНЧИК И ЧАША

Милый кабанчик — почти как живой, он отлит из золота и украшен гравировкой еще в IV веке до нашей эры. И это, как можно подумать, вовсе не детская игрушка, а специальное украшение для чаш. Кабанчик крепился к чаше как украшение. Считалось, что тот, кто выпьет из чаши, приобретет силу: все потому, что кабан у скифов считался символом верховного Бога-громовержца. Нашли это милое создание в кургане Хомина Могила около села Нагорное в Днепропетровской области.

Реклама

СЦЕНА БРАТАНИЯ

Узнать, как становились друзьями древние жители Украины, можно из этих небольших золотых пластин. На нескольких пластинках, которые были найдены на глубине 15 метров под землей, изображена священная сцена братания скифов. Двое мужчин давали друг другу клятву пожизненной взаимопомощи, обещали, что в случае необходимости даже умрут друг за друга. Но чтобы скрепить эти слова, они пили вино с каплями крови из рук друг друга.

Реклама

КОСМОНАВТЫ В ВЫШИВАНКАХ

Есть в музее и уникальные фигурки, которые считаются древнейшими ювелирными украшениями славянского мира. Они принадлежали древнему анту — представителю праславянского племени. Серебряные фигурки танцующих человечков с ритуальными масками на голове имеют ошеломительный успех у посетителей: работники музея уверяют, что они сразу видят в них сходство с космонавтами. Но на самом деле человечки, вероятнее всего, пришивались к одежде в качестве украшения и сами, похоже, одеты... в вышиванки!

ЗНАХАРСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Оказывается, предшественники наших врачей и целителей жили 2 тыс. лет назад. В одном их залов музея есть целый стенд, где можно увидеть оригинальные золотые украшения и предметы обихода сарматской знахарки, найденные в ее могиле. Здесь можно увидеть каменную ступку, где женщина измельчала ингредиенты для своих целительных смесей, а также уже потемневшее зеркало с подставкой-человечком, заглядывая в которое, она, возможно, видела будущее. Был у нее и кожаный веер.

КНЯЖЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Как и чем украшали себя князья и их жены во времена Киевской Руси, увидеть можно на втором этаже музея. Некоторые предметы были найдены в тайниках, в которых киевляне прятали свои богатства от монгольских набегов. Княжна украшала себя крупными серьгами и подвесками к шапке. Князь — ожерельем со святыми и диадемой с Александром Македонским. Рисунки выполнены знаменитой перегородчатой эмалью и именно киевскими мастерами.

4 ТЫС. НАШИВОК ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ

Не все посетители музея сразу понимают, что почти четыре тысячи (!) золотых пластин были украшением наряда одной единственной женщины! Нашли их случайно в 1954 году: житель Мелитополя копал у себя во дворе колодец и наткнулся на клад. Нынешние нувориши о таких одеяниях могут только мечтать: платье скифской аристократки украшали пластины со львами, ликами Медузы-горгоны и богини Афины, туфли покрывали золотые цветы, а шапка была усыпана золотыми сценами битв животных.

ГАЙМАНОВА ЧАША И ОТДЫХ ПОСЛЕ БОЯ

Эту уникальную серебряную чащу еще 2400 лет назад держал в руках один из скифских вождей. Сделал ее для вождя, вероятнее всего, греческий мастер, который изобразил на ней шестеро скифов. И сделал настолько искусно, что на чаше можно различить мельчайшие детали прически, орнаменты на одежде и даже выражения лиц скифских воинов или вождей. По изображению понятно, что у скифов были рабы: четверо вооруженных мужчин с мечами и колчанами для стрел вальяжно отдыхают после боя, а двое людей согнуты под ручками чаши. Ученые считают, что на чаше могли запечатлеть легенду или конкретную историю, но о чем в ней говорилось, сейчас можно только догадываться. Нашли все это великолепие в 1970 году под Запорожьем в Гаймановом кургане.

Фото: Александра Яремчука