Как Балаян с Михалковым жарили шашлыки в центре Киева

15 апреля 2011, 13:27
Роман Гургенович рассказал "Сегодня" о тех киевских местах, которые связаны с самыми необычными и яркими его воспоминаниями

Роман Балаян на съемочной площадке

Сегодня исполняется 70 лет знаменитому украинскому режиссеру Роману Балаяну ("Полеты во сне и наяву", "Райские птицы"). Искренне влюбленный в Киев Роман Гургенович за четыре десятка лет провел по городу немало экскурсий для своих знаменитых друзей. "Я показываю друзьям Киев, как показывают невесту, — говорит Балаян, — моя цель — влюбить моих друзей в Киев так, как я люблю его сам". Его самые любимые места столицы — это Пассаж, Владимирская горка, ул. Городецкого, Мариинский парк, сквер рядом с театром им. Ивана Франко. Именно сюда он привозит друзей, чтобы помочь им ощутить всю красоту города. Но для газеты "Сегодня" Роман Гургенович согласился отвлечься от любимого маршрута и рассказать о тех киевских местах, которые связаны с самыми необычными и яркими воспоминаниями.

САМАЯ КРАСИВАЯ КИНОСТУДИЯ В ЕВРОПЕ

Реклама

"На киностудию им. Довженко (пр-т Победы, 44) я пришел работать в 1970 году, — рассказывает Балаян. — Это самая красивая в Европе киностудия — даже знаменитая римская "Чинечитта" не сравнится с ней по красоте ландшафта. Вообще, эта студия — моя "детская песочница". Помню, как я попал сюда первый раз в 1961 году, еще до переезда в Киев. Мы с приятелем ходили по коридорам и искренне думали, что каждый встречный — режиссер. Мы поворачивались и в профиль, и в анфас, чтобы нас заметили и предложили сняться в кино. Но даже тогда меня больше всего поразила аллея студии, а не артисты, которых я встречал. Хотя, когда я наткнулся в буфете на двух актеров, загримированных под Ленина, это было забавно".

ЗАБЛУДИТЬСЯ В ТРЕХ ЭТАЖАХ

Реклама

Балаян рассказывает, что больше всего ему нравится на Подоле улица Сагайдачного, причем вся. "Сагайдачного — единственная на Подоле, которую киевские власти хоть как-то привели в порядок. Как художник, я понимаю прелесть подольских улочек, но как жителю Киева, мне неприятно, что Подол такой неухоженный. Но зато какие там красивые трехэтажные дома! Красивее только ул. Городецкого — она украсила бы и Рим, и Париж. Подол похож на лабиринт: если проскочил поворот на нужную тебе улицу, легко заблудиться".

СЛУЧАЙ НА СЪЕМКАХ

Реклама

В пер. Шевченко режиссер несколько лет назад снимал одну из сцен фильма "Райские птицы". "И тут подходят ко мне две женщины и говорят: "Мы так любим ваш фильм "Влюблен по собственному желанию"!" На самом деле, это фильм Сергея Микаэляна, но вышел на экраны одновременно с моими "Полетами во сне и наяву", и тоже с Янковским в главной роли. Оператор, который стоял рядом со мной, хотел их поправить, но я ему говорю тихонько: "Не разочаровывай их, этот фильм они любят больше!".

ШАШЛЫКИ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

"На Малой Житомирской, 14, была мастерская моего товарища, художника Коли Рапая, — рассказывает Балаян — Кто там только не собирался! Режиссер Марио Моничелли, кинодраматург Сузо Чекки Д’Амико, Никита Михалков, Янковский, Александр Абдулов — сейчас я всех и не вспомню. Представьте себе: в самом центре Киева, во дворе мастерской, мы умудрялись жарить шашлыки. Бывало, угощали прохожих, которые заходили по малой нужде в подворотню и попадали на вечеринку с кинозвездами. Правда, мангал у нас периодически крали".

ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ

По адресу Крещатик, 5, раньше был ресторан "Столичный". "В ночь на 8 ноября 1965 года я дрался под ним с двумя десятками хулиганов, — вспоминает режиссер. — Мы вышли с женой из ресторана, и на остановке ее оскорбили двое парней. Я был молодой, горячий, только с гор спустился, и, естественно, тут же ударил. Завязалась драка, и противников стало прибывать. Мне повезло, что все они были пьяные. Я отбегал в стороны, чтобы разбираться с ними по одному, иначе толпой они бы меня забили. Рядом бегает жена, кричит. Сейчас вспоминаю — и самому смешно".

ПЛОЩАДЬ ИМЕНИ ПАРАДЖАНОВА

Балаян рассказывает, что на проспекте Победы, 1, жил Сергей Параджанов. "Мне вспоминается такая история, типичная для Параджанова. Однажды идем мы по площади с ним и с Мишей Беликовым, тоже режиссером. И вот мы видим, что прямо под ногами, в пыли, валяется гроздь винограда. Параджанов поднимает ее с земли и, даже не почистив, начинает есть. Видя наши изумленные взгляды, Параджанов протягивает эту гроздь нам. Мы, естественно, в ужасе отказались. А он нам говорит: "А-а-а! Жизнью дорожите?".

КРЕЩАТИК: УЛИЦА-РЕКА

Крещатик, вспоминает режиссер, поразил его. "Когда я впервые приехал в Киев в феврале 1961 года, меня больше всего очаровали киевские девушки и Крещатик. В детстве и юности я жил в периферийных городах, лишенных архитектуры, поэтому масштабы главной киевской улицы произвели на меня огромное впечатление — таких широких тротуаров я раньше нигде не видел. Из-за улиц, которые стекаются к центру, такое ощущение, что в Крещатик ныряешь, как в реку. Вынырнул — и ты уже на Банковой, например".