Как изменится столичный транспорт: внедрят электронный билет и оставят 30% контролеров

9 мая 2015, 07:50
Доход от внедрения электронной системы повысит уровень дохода "Киевпастранса" на 15-20%

В «Киевпастрансе» готовятся уволить до 70% кондукторов. Фото: Анатолий Бойко

В "Киевпастрансе" готовятся уволить до 70% кондукторов общественного транспорта. Оставят только лучших, которые выполняют дневной план и тех из них, которые будут готовы к новым условиям труда. Такая "очистка" связанна с внедрением электронного билета во всех видах городского транспорта, к которой уже достаточно давно готовятся столичные власти. Уже в этом месяце в Киевраде планируют рассмотреть проект единого электронного билета. Депутаты надеются, что провести все подготовительные работы и внедрить электронный билет можно будет уже этой осенью.

КАК ОН БУДЕТ РАБОТАТЬ

Реклама

Пользоваться таким электронным билетом можно будет во всех видах общественного транспорта. Выглядеть он будет, как пластиковая карточка с чипом. Он предполагает возможность разных поездок – на количество и на дальность поездки. "Например, человек оплатил поездку на 90 минут. Он берет эту карточку, заходит в троллейбус, затем в метро, везде стоят при входе электронные считывающие устройства и человек платит только за то расстояние, которое проехал. В метро к такой системе уже все готово", – говорит пресс-секретарь КП "Киевский метрополитен" Наталка Макогон.

В КП "Киевпастранс" говорят, что уже установили несколько считывающих устройств, но подчеркивают: только для того, чтобы посмотреть, как система работает. Если все получится, то первыми воспользоваться электронными билетами смогут пассажиры скоростного трамвая. Кроме того, в ближайшее время в салонах подвижного состава автопарка №6 появятся валидаторы для считывания электронных карт. Это позволит в режиме реального времени передавать данные со считанных карточек киевлянина, бумажных билетов и проездных из автобусов на сервер предприятия для дальнейшей обработки.

"Вся информация с электронных устройств, которые будут находиться в каждой единице транспорта, будет поступать на единый сервер, и там операторы будут видеть, кто когда заходит, когда выходит, принадлежит ли ко льготной категории, и в том числе, платит ли человек за проезд. Мы допускаем до 2% безбилетников при условии действия такой электронной системы, но если оператор заметит, что за проезд не платят больше людей, то тот или иной троллейбус, автобус или трамвай с "зайцами" будет останавливаться, к нему будут подъезжать наши контролеры, которые и выловят "зайцев". Вот в число контролеров, кстати, и попадет часть нынешних кондукторов, – рассказывает глава КП "Киевпастранс" Сергей Майзель.

Реклама

По его же словам, доход от внедрения такой электронной системы повысит уровень дохода коммунального предприятия на 15-20%. И если сейчас наземный транспорт в месяц зарабатывает около 60 миллионов гривен, то после новшества больше 70. Сэкономит предприятие и на печати бумажных билетов и на зарплатах кондукторов.

В то же время, Сергей Майзель не столь оптимистично, как в Киевраде оценивает сроки внедрения электронного билета в столице и сомневается, что уже к осени городской транспорт сможет перейти на новую систему контроля. "Хотя уже ряд западных и украинских компаний высказали свой интерес к внедрению электронных турникетов, это достаточно дорогостоящее мероприятие, которое по предварительным расчетам обойдется от 15 до 20 миллионов евро. И это еще не предельная цифра. Все время, когда мы опять все пересматриваем, просчитываем, возникают все новые и новые траты. А это немалые деньги для города. Да и объем работы немалый. Не могу сказать точно, когда в Киеве вовсю заработает такая система электронного билета. Кроме того, должна поменяться психология киевлян. Ведь если мы одномоментно заберем с маршрутов контролеров, то 60% пассажиров сразу перестанут платить за проезд, и они же найдут способы обмана электронной системы. Надо, чтобы горожане сами были готовы жить, как европейцы – платить за полученные услуги. Для этого необходимо время, так что готовиться к увольнению нашим кондукторам в ближайшее время не стоит. У них будет время найти для себя что-то другое или уйти на пенсию", – рассуждает Майзель.

КАК В ЕВРОПЕ

Реклама

В ряде европейских стран уже давно действует единый билет на все виды общественного транспорта. Между собой таким билетом связаны метро, трамваи, автобусы, городские электрички, троллейбусы, фуникулеры. Единые билеты там бывают нескольких видов: (на 15 мин или на 5 остановок, без права пересадки, и т.д.), групповые (один билет на группу от 2 до 5 человек), проездные на день, три дня и т.д. Общее у них одно – все они действуют не на один вид транспорта, а на маршрут, то есть дают право пользоваться любыми видами городского транспорта в течение определенного промежутка времени, чтобы доехать в нужный пункт назначения. Следует сказать, что в некоторых европейских городах действует такое понятие, как зоны. И единый билет дает право ездить только в той зоне, на которую он продан. Купить билеты в европейских городах можно в автоматах, киосках, иногда автоматы стоят уже в салонах транспорта. Зайдя в вагон, билет необходимо сразу же провести через электронный компостер, который выбивает дату и время активации билета. Кондукторов в европейском транспорте нет, зато контролеры встречаются даже ночью.

По данным Европейского банка реконструкции и развития, в городах Западной Европы, таких как Лондон, Берлин, Барселона, потери при электронной системе сборе выручки составляют 2-3%. В городах Восточной Европы — Праге, Варшаве, Братиславе — 3-7%. В Киеве из-за использования бумажных билетов эти потери составляют 25-30%. Также на выручку влияет человеческий фактор и отсутствие автоматического учета льготников. Электронный билет позволит контролировать финансовые потоки на всех этапах — выпуск билета, время его приобретения и использования. Это позволит сделать системный анализ пассажиропотока и оптимизировать парк перевозчиков.