Как транспорт-транжиру сделать экономным

7 ноября 2008, 07:39
Мы проанализировали работу транспорта и узнали, как снизить тарифы. Власти пока думают

Проездные и жетоны на метро. Фото С. Николаева

Тарифы на транспорт, которые поднялись на днях, можно было не поднимать, или, по меньшей мере, сделать не столь высокими. "Сегодня" нашла несколько "ляпов" в работе общественного транспорта и выяснила, как устранить бесконтрольный расход средств, вместо того чтобы "драть три шкуры" с пассажиров.

ТОПЛИВО. Городские автобусы ездят на дизеле. Расход его — около 40—45 литров на сто километров, в день один автобус проезжает как раз около ста километров. Всего же, по официальным данным "Киевпастранса", ежедневно на маршруты выходит 1100 автобусов. Дизель стоит около 6 грн. за литр. Получается, что в день автобусы предприятия используют около 44 000 литров топлива, на 264 тыс. грн. Это при том, что стоимость газа (метана и пропана) — в районе 3 грн., то есть перевод снизил бы расходы на топливо в два раза.

Реклама

Во-вторых, пассажиры значительно меньше ждали бы на остановках, если бы автобусы уменьшились — эксперты говорят, что "гармошки" (гигантские автобусы и троллейбусы) нужны лишь на трех маршрутах города — 45-м, 21-м и 101-м. Остальным подойдут более маневренные и дешевые городские бусики.

"ПО ЗАДВОРКАМ". "Непонятности" состоят и в неправильном распределении маршрутов. Троллейбус №18 (Майдан — пл. Шевченко) почему-то обслуживается в депо №2 (ст. метро "Шулявская"), хотя на Куреневке, куда он ходит, есть свое троллейбусное депо, которое вполне могло забрать этот маршрут себе. Троллейбус №22 (Аэропорт "Киев" — ул. Ольжича) вместо того, чтобы ездить по Олены Телиги и везти людей, которые спешат на Шулявку, делает странный "крюк" на Щусева. Помимо того, троллейбусы и автобусы зачастую дублируют метро и друг друга, хотя должны выполнять вспомогательную функцию развозки людей от метро на окраины города и ездить там, где метро не ходит.

РАЗНЫЕ ТАРИФЫ. Затраты на проезд одного автобуса и одного троллейбуса, а тем более трамвая совершенно разные. Потому и тарифы должны разниться. Мало того, на вопрос, сколько конкретно электричества (которое гораздо дешевле транспорта — 24 копейки за один киловатт/час) потребляет троллейбус на 100 километров пробега, транспортники вчера ответить не смогли.

Реклама

"СУПЕРТАЛОНЫ". Следующее направление снижения цен — сбор выручки. Предыдущее повышение тарифов на проезд (2000 год — с 30 до 50 копеек), согласно данным "Сегодня", было, чтобы окупить затраты на новые сверхзащищенные талоны, которые из-за голографической полоски невозможно подделать. Затраты транспортников тогда "подпрыгнули" в 90(!) раз. На сегодня нужда в талонах с защитной полосой не столь сильна, поскольку в основном люди, которые не хотят платить, просто не платят, а "заморачиваться" подделкой талонов никому неохота.

Нет нужды и в двух службах сбора денег — киосках и кондукторах. Достаточно одной. Предпочтительнее отказаться от кондукторов, а киоски разместить на всех остановках общественного транспорта, поскольку кондукторам будет тяжело продавать и талоны, и проездные. Да и остановок куда меньше, чем автобусов-троллейбусов-трамваев, в которых ездят кондукторы. Таким образом без применения хай-тек-средств типа видеокамер, на которые тратится множество денег, можно искоренить коррупцию среди кондукторов.

Интересно и расположение подземного транспорта. Правильно расположена лишь станция "Печерская" — она точно в центре жилого массива. Что касается недавно открытых "Вырлицы" и "Красного хутора" — то это метро ведет в никуда. Нужно было усиленно "рыть" на Теремки и открыть станцию на "Интернациональной площади". Если бы все это было учтено, тарифы могли бы снизиться до 1 грн., а то и до 75 копеек.

Реклама

РЕАКЦИЯ. Судя по официальному ответу "Киевпастранса", особо менять ничего не будут. Двигатели на альтернативных видах топлива, которые работали еще при СССР (газовые баллоны на крышах автобусов), сейчас почти никто не выпускает, и в Киеве есть только один (!) автобус, который ездит на газовой установке. По поводу разной стоимости проезда мы получили двоякий комментарий: "Разница в себестоимости перевозок разными видами транспорта незначительна..." и "современные системы, установленные на новых троллейбусах, возвращают электроэнергию в сеть..." То есть, с одной стороны все тратят одинаково, с другой — электротранспорт намного экономнее. Что же касается видеокамер, то они должны следить за... безопасностью в салоне (хотя в толкучке понять, кто у кого украл кошелек, практически нереально. — Авт.).

ЧАСТЬ ТАКСИ ПОДЕШЕВЕЛА

С первого ноября такси стало ближе к народу. Несмотря на подорожание общественного наземного и подземного транспорта, большинство киевских таксомоторов "скинули" стоимость проезда.

"В последнее время очень упали заказы, к тому же бензин дешевеет на глазах — теперь у нас минимальный заказ всего 25 гривен вместо 30, а километр — 2,30 грн. вместо двух с половиной гривен", — рассказал "Сегодня" директор "Оптимального такси" Петр Ковтун. А вот в такси "Альфа", в котором раньше километр стоил 2,80, теперь можно прокатится даже за 2,00 гривни за километр, а минималка составит 23 гривни.

Но дешеветь собираются не все, так, например, в такси "Алло" нам рассказали, что последнее изменение тарифов у них было летом и то в большую сторону, и в ближайшее время меняться ничего не будет — по-прежнему минималка 30 гривен и 2,50 километр. Многие таксисты — против удешевления своих услуг. "Что я за заработаю, если еще меньше буду брать?" — говорит таксист Андрей. В то, что, став доступнее, народ снова потянется к "шашечкам", водители пока верить не хотят.

10 ШАГОВ: КАК УМЕНЬШИТЬ ЦЕНУ ПРОЕЗДА В ТРАНСПОРТЕ КИЕВА

"Сегодня" поговорила с транспортными экспертами и узнала, как могут сэкономить троллейбусы, трамваи и автобусы

1. Автобусы должны перейти с дизтоплива на более дешевый газ (метан или пропан).

2. Автопарки и депо не должны обслуживать маршруты, находящиеся на других концах города, только в своей "зоне".

3. Необходимо улучшить маршрутную сеть города, чтобы троллейбусы не ездили по "безлюдным закоулкам".

4. Нужно ставить разные тарифы для автобусов, троллейбусов и трамваев, поскольку у них разное энергопотребление.

5. Нужно отказаться от дорогих талонов "с защитой", потому что подделывать их мало кто станет.

6. Отказаться от одной из служб сбора выручки — киосков либо кондукторов.

7. Отказаться от идей с дорогими и бесполезными видеокамерами.

8. Надземка может не дублировать маршруты метро, а только поддерживать развозку со станций до периферии.

9. Увеличить количество автобусов на маршруте за счет уменьшения их размера.

10. "Разыграть" все маршруты на конкурсе, в котором будут участвовать частные перевозчики.