Киевлянам пора прощаться с кондукторами и талончиками

23 октября 2007, 08:33
К 2009 году их "выживет" техника.

Диспетчер. На экране видны все автобусы города, они двигаются по карте; фото Ю.Недопитанской

"Киевпасстранс" в корне меняет работу общественного транспорта. Руководство предприятия обещает: к 2009 году киевляне забудут о неудобствах и толкотне. Водителей и контролеров будут прослушивать. Кондукторы вместе с талончиками исчезнут навсегда. А злостные "зайцы" предстанут перед судом.

АВТОМАТИЗАЦИЯ. Глобальные изменения начались еще год назад. Первыми их ощутили контролеры. Им пошили форму и "почистили" ряды от уголовников. Вторым этапом стала автоматизация диспетчерского управления.

Реклама

В здании "Киевпасстранса" есть спецкабинет, из которого несколько человек наблюдает за движением всех автобусов города. Больше водители не смогут сослаться на пробку и съехать с маршрута, остановиться на перекур или скрыть аварийную ситуацию. Новые диспетчеры прекрасно знают, кто где находится, с какой скоростью движется и по сколько минут стоит на остановках. Вскоре под наблюдением будут троллейбусы. Трамваи подключат к системе в последнюю очередь, ведь они и так не могут отклониться от маршрута.

Замгендиректора "Киевпасстранса" Сергей Литвинов рассказал "Сегодня", что горвласть выделила 35 млн грн., и теперь ничто не остановит транспортного прогресса. "Главная цель не обновить, а автоматизировать систему. По сравнению с другими странами, наш общественный транспорт застрял в каменном веке", — говорит г-н Литвинов. Сейчас он двигается вперед "семимильными шагами". На следующих выходных на одной из остановок по улице Жилянской появится первое информационное табло. На нем будет высвечиваться время прибытия автобуса, номер его маршрута и через сколько будет следующий. Такая система действует в Праге. Это очень удобно. Вот только сколько продержится табло без вмятин, посмотрим...

Г-н Литвинов говорит, такие экраны будут установлены на каждой остановке к декабрю 2008.

Реклама

ТАЛОНЧИКОВ НЕ БУДЕТ. Ожидающая киевлян система оплаты проезда пока воспринимается, как научная фантастика. Мы привыкли к простому сценарию: купить талончик, закомпостировать и показать контролеру или же отвернуться к окошку и делая сонный вид, ехать "зайцем". А через год сбор выручки будет осуществляться через спутник. Г-н Литвинов говорит, вместо талончиков внедрят специальные карточки с электронными чипами. Поменяют и компостеры на терминалы (выглядят как черная пластиковая коробочка). К ним нужно поднести карточку, и с вашего счета снимут деньги за проезд.

ПЛАТИТЬ ИНАЧЕ. Цены тоже изменятся: киевляне будут платить за расстояние и время. Г-н Литвинов говорит, еще не утверждены тарифы, но в оплате стараются учесть все, даже время суток. В час пик проезд дешевле. "Кто не хочет носить карточку, может вживить чип в мобильный, или в часы, даже в кольцо. Эту систему разработали наши ученые, закупать европейскую было слишком дорого, у нас получилось дешевле и даже лучше", — отметил г-н Литвинов. Кондукторы станут не нужны, однако с "Киевпасстранса" никого не уволят. Одних отправят на пенсию, других определят в киоски продавать чипы.

Зато останутся контролеры. Когда они зайдут в транспорт, водитель нажмет на кнопочку и заблокирует все терминалы. Снять деньги со счета прибор уже не сможет. Контролеры проверят последнюю оплату на чипе. Безбилетник заплатит небольшой штраф, его зарегистрируют. Попавшийся второй раз выложит уже в два раза больше денег. В третий — еще больше. После четвертого будет занесен в базу "Киевпасстранса" как злостный неплательщик и, представ перед судом, заплатит большой штраф.

Реклама

А что же с комфортом? Руководство предприятия обещает к 2012 году увеличить количество подвижного состава в два-три раза. Так что деньги будут брать сначала, а удовольствие от поездки отдавать "когда-то потом".

Пока что идеи транспортников воспринимаются как фантастика, но специалисты уверяют, намерены внедрить все, и через два года киевляне будут ездить совсем по-другому.

МАРШРУТЧИКИ ПРОТИВ. Частные перевозчики не хотят обзаводиться новинками техники. Президент организации перевозчиков Валерий Лепецкий заявил, что в маршрутках никогда не будет системы наблюдения за водителями и терминалы им не нужны. "Невыгодно покупать такую сложную и дорогую систему. Безбилетников в маршрутках — единицы. Установка в одну машину стоит 600 долларов. Ежемесячное обслуживание 240 гривен", — говорит г-н Лепецкий. Маршрутчики уверены, что из-за постоянных пробок не имеет смысла и прогнозировать приезд автобусов, это скорее разозлит пассажиров.