Киевлянин отсидел за убийство, которого не совершал

5 июня 2007, 19:30
Владимира Чухрая пригласили на допрос как свидетеля. Домой он вернулся только после 8 лет тюрьмы. На парня повесили убийство. Освободили случайно, после того как настоящий килер, начитавшись Библии, решил признаться во всех грехах

фото Юлии Малащук

Вырванные годы. Владимира Чухрая пригласили в милицию на допрос в качестве свидетеля. Домой он вернулся только после 8 лет тюрьмы. На парня повесили убийство.

Киевлянин Владимир Чухрай был обвинен в убийстве, которого не совершал. Дали 14 лет. Год в СИЗО выбивали из него "чистосердечное признание". Но он так и не согласился "облегчить свою участь". Владимиру повезло – через шесть лет поймали настоящего убийцу. Полтора года Володя сидел в тюрьме, зная, что настоящий душегуб пойман.

Реклама

­- Я гостил с папой у тетки, – вспоминает, события восьмилетней давности Володя. ­ – Утром просыпаюсь: стоят возле кровати папа с двумя операми в штатском. Мне сообщили, что мой друг Колька подрался с кем-то и тот при смерти и мне, как свидетелю, надо дать показания. Я сказал, что впервые об этом слышу. Не хотел ехать, предложил поговорить дома. Но люди из милиции настаивали, мол нужен специальный бланк, поэтому надо поехать в отделение. Как только я переступил порог РОВД, мне одели наручники и начали избивать дубинкой, руками, ногами ничего не объясняя. Минут через 15 мне сообщили, что я убийца, что они все знают и отпираться бесполезно. Еще через несколько часов пыток спросили, что я делал 19 августа.

В тот день в 1998 году на владельцев киоска-обменника, которые возвращались домой с выручкой, напали. Трое бандитов подстерегли предпринимателя и его жену в подъезде и обстреляли. Мужчина был ранен, но выкарабкался, а женщина погибла на месте.

- В тот вечер, – продолжает Володя. – Мы праздновали годовщину совместного проживания моего отца с моей мачехой. Купили вина, шампанского, фруктов – посидели по-семейному, и я лег спать. Но мое алиби показалось следователю сомнительным, поскольку кроме родственников его никто не мог подтвердить. Операм очень хотелось, чтобы я признался поскорее. Поэтому меня старательно убеждали: меня валили на землю и топтали ногами, одевали на голову огромный кулек туда высыпали пару пепельниц и плотно завязывал. Я чувствовал себя, как в аду. Но мне говорили, что это еще не самое страшное. Один из оперов обещал вывезти в лес и закопать.

Реклама

ГЛАВНЫЙ ВРАГ-ДРУГ. Записал Владимира в убийцы друг. Он украл у матери деньги и сбежал из дома. Та пожаловалась на чадо в милицию – парня нашли. В РОВД вдруг оказалось, что он не только вор, но и убийца. Друг не только написал личное признание, но и с кем пошел на дело, якобы с Чухраем.

РАВНОДУШНЫЙ АДВОКАТ. Денег на опытного, красноречивого адвоката у Володи не было. Пришлось довольствоваться бесплатным. Адвокат в невиновность своего подзащитного не поверил и советовал сознаться, чтобы скостить срок.

- Я его так возненавидел, – признается Володя. – Отказывался. Но мне сказали, что без адвоката нельзя, и вряд ли за бесплатно дадут кого-то лучше. И тогда Володя решил, что защитит себя сам. Он тщательно конспектировал все 20 судебных заседаний. И был уверен, что его оправдают. Но судья посчитал, что доказательств для вынесения вердикта достаточно и приговорил 18 летнего парня к 14 годам тюрьмы.

Реклама

УКРАДЕННЫЙ СОН. – За год пока я сидел в СИЗО на нервной почве у меня посыпались зубы, – вспоминает кошмар Володя. – А после приговора я просто перестал спать. Родственник по блату передали мне французское снотворное, но даже с таблетками я спал только 3-4 часа в сутки. Меня буквально разрывало. Думал: дай мне Боженька силы, и я разломаю эти стены и покажу всем правду.

- Кого ненавидел больше всего? – спрашиваю.

- Вы знаете ненависти, как таковой не было. Я просто не мог смириться с тем, что со мной это произошло. Я же невиновен. Я же все доказал. Сейчас следователи и адвокаты смотрят на это дело и говорят: Не понимаем, как по этому делу можно было вынести вердикт. И я это видел, потому на суде был уверен на 1000 %, что меня оправдают. А приговор меня выбил очень сильно.

- А друга, который собственно записал тебя в убийцы?

- Нет. Я же на своей шкуре прочувствовал, как из него выбивали признание. Я не о мести думал, а о том, как себе помочь. Правда, есть один, при мысли о котором меня и сейчас трясет от злости. Один из тюремщиков. Такая гадина! Мелкий, худо и постоянно ко мне прыгал, все время придирался, пытался меня морально ломать. Я не мог ему врезать, потому, что сразу же сел бы в карцер. Поэтому я брал его на руки и выносил из секции.

НОВИЧЕК В КАМЕРЕ. Самыми тяжелыми для Володи были первые дни в Лукъяновской тюрьме.

- Я заехал в модном новом спортивном костюме, дорогих кроссовках, – рассказывает. Меня посадили в камеру 4 человек. Сидели вместе со мной два строгача. Не должны вообще о сидеть. Эти люди работали на милицию, они постоянно ко мне цеплялись, предлагали написать пару явок с повинной, чтобы нам в камеру кинули человека с телевизором. Задирались. То им понравится мой реглан, то кроссовки. Пришлось пару раз померяться силами.

ГОЛОД. Я застал то время, когда люди в тюрьме умирали от голода. Меня перевели в 2000 году в Гамалеевку, и за 3 месяца я похудел до 55 килограммов. А весил 75. Нам давали перловку не чищенную с шелухой без жира и соли. Это 2000 год. Когда-то дали сечку, а она видимо прелая. Горькая! Мы даже не ходили в столовую. И хлеб. Кирпичик на 12 человек. И живешь от передачки до передачки.

"НЕ ВСЕ, КТО СЕЛ – УРОДЫ" – Я стараюсь не говорить, что я сидел. Здесь нечем гордиться. Люди узнают– и смотрят на тебя, как на злодюгу. Это не правда, что из тюрьмы ты выходишь уже не человеком. Многие думают, что там сидят одни нелюди. Попадешь – зарежут, опустят. Это не правда. Там много нормальных людей. Со мной сидел профессор какого-то киевского вуза. Ему дали 1, 5 года, так он бедный там чуть с ума не сошел. Показывал мне свои фото, где он во фраке с людьми из высшего общества. Сидел со мной и журналист. Мне нравилось с ними общаться. Я дружил со спортсменами и бизнесменами. Искал тех, на кого можно было положиться, кто прикроет спину. Не мог общаться с теми, у кого на дно нормальное слово десять матюгов и 15 по фене. Мне это не интересно. Но феню (воровской жаргон. Авт.) я выучил так, что меня не все зеки там понимали. Читал много истории и психологии.

Обязательно напишите, что из тюрьмы, вопреки стереотипу, вполне можно выйти нормальным человеком. Я, к примеру, не пью и не курю до сих пор, стараюсь не материться. На меня сокамерники смотрели как на сумасшедшего: в тюрьме, а не куришь. Тут можно, а на свободе уже бросишь. Но я знал, что это самообман. И если ты хочешь в будущем что-то изменить в лучшую сторону, то надо начинать с тюрьмы.

СВЯТОЙ КИЛЛЕР. А в это время настоящий убийца некий Гриша Луганский тоже сидел и читал Библию. И так его проняло Писание, что он решил покаяться во всех своих грехах. Вызвал следователя и давай рассказывать в подробностях где, кого и почему грохнул. В том числе и про то, как "напал на валютчика". Чтобы не быть голословным, рассказал, где спрятал орудие убийства.

Следователи были в ужасе. Ведь за это преступление сидит другой человек. Достали из архива дело Чухрая. Там значится, что Володя стрелял из револьвера Смитт-Вессон, а настоящий душегуб утверждал, что стрелял из кольта и тайник со спрятанным пистолетом показал, совсем рядом возле дома, где произошло притупление. Сделали повторную экспертизу пуль. Таки да – кольт. Значит, прошлые эксперты зачем-то соврали.

ВИНЫ НЕТ. СВОБОДЫ ТОЖЕ. – Я об этом всем узнал от сестры по телефону. Мне хотелось прыгать, плакать от счастья орать: Свершилось! слезы радости. Но вокруг были люди, и я сдержался.

Полтора года для Володи ничего не менялось. Он уже не убийца, но все еще в тюрьме. Видя, что сына все не выпускают, отец Володи записался на прием к депутату ВР.

- Когда он мне позвонил и сказал, что депутат обещала на следующей неделе ко мне приехать, я подумал: эх, лапши на уши старику навешали опять, – смеется Володя. А через несколько дней Любовь Владимировна ко мне приехала.

ДЕПУТАТ – ОСВОБОДИТЕЛЬ. – Меня так растрогало, когда я первый раз встречалась с Володей, я спросила что ему привезти: сигарет, деньги на счет положить. А он сказал: ничего не надо, купите мне пирожных. У меня же у самой четверо сыновей, – говорит депутат. – Через две недели мне удалось добиться его освобождения. Прокуратура запрос в Верховный суд отправила и "забыла" про него. Один прокурор сказал: Ну освободить его сейчас, после того, как он столько отсидел – не этично.

Я брала документ и сама шла с ним по кабинетам. Когда ВС постановил освободить Володю, я боялась, что по дороге постановление "потеряется".

СВОБОДЕН ДО ТОШНОТЫ. Великий день настал для Володи неожиданно. Пришли, позвали на выход. И сообщили, что отныне он покидает стены тюрьмы. Любовь Владимировна везла узника лично на своей машине.

С тех пор прошло три месяца. Володя говорит, что после восьми лет за "колючкой" первые дни дома его все время тошнило и укачивало в транспорте.

Старые друзья отвернулись. За восемь лет никто из них не написал письмо и не позвонил. Любимая девушка вышла замуж и уехала в Европу. Ему бы радоваться, что наконец-то кошмар закончиться. Но бывший узник признается, что часто его "накрывает уныние":

- У меня отобрали лучшие годы в моей жизни. В 27 люди могут уже плотненько стоят на ногах, в кармане шелестит что-то. А я…

Володя решил, что обязательно закончит школу экстерном и будет поступать в вуз. А пока ищет работу.

ЮРИЙ ВАСИЛЕНКО, АДВОКАТ:

"ШАНС ПОЛУЧИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ – НИЧТОЖЕН"

Это очень серьезная проблема в Украине. В других странах из 100% обвиняемых 40% оправдываются судом м. У нас суды в основном выносят обвинительные приговоры. Причем 30-40% осужденных – невиновны. То ли преступление неправильно квалифицировано, то ли человек вообще не совершал его. То, что суды вместо того, чтобы вынести оправдательное решение, просто изменяют меру наказания и отдают дело на доследование, у нас очень распространенное явление. Потому, что если суд оправдает человека, он может требовать с государства взыскания десятки тысяч долларов. Как только оправданный человек заявляет о правах на компенсацию, прокуратура моментально отменяет свое же постановление и следственные действия продолжаются. Человек ограничен в правах, его вызывают в органы и это может тянуться годами. И в конце концов, он не получит положенной компенсации. В итоге незаконно осужденный плюет на все это, лишь бы его не трогали. Я был судьей апелляционного суда и после того, как выносил оправдательный приговор, оправданные ни разу не требовали компенсации у государства. Я удивлялся: почему? А они мне говорили, что у них не хватит сил пережить еще одно доследование.

КТО ОТВЕТИТ ЗА СЛОМАННУЮ СУДЬБУ?

СЛЕДОВАТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ВЕЛ ЭТО ДЕЛО:

Следователь Игорь Щербина, расследовавший это дело в 1998, вины за то, что сел невиновный не чувствует:
- Произошло разбойное нападение, в ходе расследования был задержан преступник, который написал явку с повинной и в которой указал, что Чухрай был его сообщником. Самое главное то, что я слезно просил потерпевшего, если не уверен, так и сказать. Но он категорически опознал Чухрая, как человека который убил его жену и стрелял в него самого. И вот скажите: при таких обстоятельствах, когда практически живой труп указал на того, кто в него стрелял, какой следователь не передаст дело в суд и какой судья не вынесет обвинительный приговор?
Вины своей я не чувствую. Возможно, я где-то что-то пропустил, не досмотрел. Все мы не безгрешны. Но о том, что я специально осудил невиновных не может быть и речи.

ПОТЕРПЕВШИЙ, КОТОРЫЙ ОПОЗНАЛ ЕГО КАК УБИЙЦУ

Пострадавший бизнесмен Петр Осьмак говорит, что стрелявшего не видел.
- Опознание проводили спустя год после нападения на меня, практически перед судом. Чухрая же судили за то, что он якобы стрелял в меня и мою жену. Но в подъезде было темно, и стрелявшего в меня человека я не мог видеть, о чем и сказал в суде. Нападавших было трое, я опознал только человека, с которым дрался возле подъезда, – Богдана. Так что в том, что его посадили, я не виновен. На днях меня снова вызывали на следственный эксперимент, надо было опознать "нового убийцу". Он посмотрел мне в глаза и сказал: "Это я убил твою жену", а я его не помню. Скажите мне: как я могу кого-то опознать, если прошло почти девять лет? И я подзабыл, и подозреваемый состарился.