Киевскому фуникулеру – 110 лет: ТОП-10 фактов о самом необычном транспорте столицы

7 мая 2015, 16:18
Наш – один из самых красивых в СНГ

Киевскому фуникулеру - 110 лет / Фото: Александр Яремчук

Киевскому фуникулеру 7 мая 2015 года исполнилось 110 лет. "Новое Время" собрало десять фактов о необычном транспорте столицы Украины.

1. Трассу для фуникулера выбрал инженер путей сообщения Артур Абрагамсон. Он в конце XIX века подал идею построить наклонную железную дорогу между Подолом и Верхним городом в районе Михайловской площади.

Реклама

Фото: home.ru

2. Торжественное освящение и открытие Михайловского механического подъема, как называли тогда киевский фуникулер, состоялось 7 мая 1905 года, а первая перевозка пассажиров – 8 мая. Новый транспорт совместил верхнюю террасу Михайловской горы (теперь Владимирская) с улицей Боричев Ток.

Реклама

Фото: home.ru

3. Линия фуникулера в начале XX века была длиной 200 метров с двуколейным разъездом посередине. Первые вагоны были полуоткрытыми и вмещали по 70 пассажиров каждый. Оборудование и тележки вагонов закупили в Швейцарии.

Реклама

Фото: Е.Перепелица

4. Фуникулер трижды реконструировали. В июне 1928 года при замене тягового каната произошла авария. Верхний вагон сорвался с тормозов и с большой скоростью покатился вниз и столкнулся с нижним – оба вагона разбились вдребезги. Обошлось без жертв. После этого случая изготовили новые комфортабельнее, уже закрытые вагоны, но такой же вместимости. Пути удлинили на 38 м и возвели новую нижнюю станцию, чтобы приблизить выход к трамвайной линии на Владимирском спуске.

Фото: home.ru

5. Второй раз фуникулер обновили в 1958 году. Тогда заменили изношенные рельсы и все оборудование в машинном зале (установили троллейбусные электродвигатели), изготовили новые более вместительные вагоны на 100 пассажиров каждый.

Фото: home.ru

6. При последней реконструкции в 1983-1984 годах на верхней станции расширили машинный зал, удлинили пассажирские платформы, изменили архитектурную форму и отделку, обновили оборудование машинного зала.

Фото: Г.Салай

Также расширили технологические проходы вдоль путей, заново построили нижнюю станцию и изготовили новые вагоны. Технология работы фуникулера осталась та же, но вместо троллейбусных электродвигателей применены промышленные электродвигатели постоянного тока.

Фото: home.ru

7. В 70 годах ХХ века инженеры задумались о сооружении вместо фуникулера блока скоростных лифтовых подъемников или эскалаторного подъема от станции метро Почтовая площадь. Однако тогдашний главный архитектор Киева Игорь Иванов убедил всех в том, что фуникулер – единственное в Украине уникальное транспортное сооружение такой системы и визитная карточка города.

Фото: Ю.Кузнецов

8. Всеми агрегатами фуникулера управляет со своего пульта над машинным залом машинист верхней станции.

Фото: Г.Салай

Между машинистом и проводниками вагонов действует постоянная двусторонняя связь.

Фото: Г.Салай

9. Киевский фуникулер рассчитан на перевозку 4 миллионов людей в год, хотя фактические объемы иногда достигали и 7,7 миллиона человек. В зависимости от времени года услугами фуникулера ежедневно пользуется от 7 до 15 тысяч пассажиров.

Фото: Е.Перепелица

10. Киевский фуникулер признан самым привлекательным среди аналогичных видов транспорта стран СНГ по свидетельству известного среди транспортников члена Географического общества России Сергея Тархова.

Фото: А.Яремчук