Коллекционер из Киева собирает старые фонари по чердакам и сараям

19 января 2011, 10:10
Григорий Бидун посвятил 7 лет поискам редких светильников

В вечном поиске. Лучшие экспонаты откапывал на старых складах. Но иногда фонарь можно было найти прямо на улице. Фото: Г. Салай

Симпатией к фонарям киевлянин Григорий Бидун проникся в 10 лет. "В 60-м году мои родители работали в колхозе, — вспоминает он. — Денег в семье не было, одни трудодни. Однажды мать дала мне два рубля и послала в кооперацию за растительным маслом. А я деньги по дороге потерял. Думал, попадет от отца. Но он взял фонарь, меня — подмышку и отправился на поиски. Долго бродили околицами, но деньги все-таки нашли. Тогда я впервые фонари зауважал". Но их собиранием Григорий Филиппович стал заниматься уже на пенсии, лет семь назад.

Фотогалерея: Коллекционер из Киева собирает редкие светильники

Реклама

Историк по профессии, Бидун всю свою жизнь посвятил преподаванию. Зато в свободное время частенько ездил в родное село, со стариками общался. И однажды услышал историю о том, как возле церкви раньше стояли пять каменных крестов. Там были похоронены то ли церковники, то ли казаки: "На свои деньги, под смех людей решил я поставить там памятный большой деревянный крест. Многие возмущались, мол, что ты, дурак, там за кладбище устроил. Тогда же у знакомого забрал две прялки, которые собрались выбрасывать. С тех пор решил сохранить нашу культуру и историю. А к металлу тянуло меня особенно. Ведь вырос я возле горна, с детства видел, как отец мой ковал железо. Поэтому находить старые фонари мне особо приятно. Я своими руками приварю и откую так, что самый разбитый будет, как новенький".

За новыми экспонатами Григорий Филиппович отправляется как только становится тепло: "По селам, на чердаках, в сараях найти можно что угодно. Только ни одна бабка чужого мужика в дом свой не пустит. Поэтому запастись нужно временем, чтобы старушку разговорить. Еще можно отправиться на узловые станции, переезды, туда, где сносят старые склады и затевают ремонты. Иногда счастливится найти экспонат прямо на улице, на стройке. Правда, нечасто — строители все сдают на металлолом".

Собирательство отнимает не только много времени, но и деньги: "За каждую вещь немного, но плачу, 10—30 грн. — говорит пенсионер. — Ремонтирую, а на выходных еду на Андреевский спуск и так зарабатываю на булку с маслом. Продаю — от 100 грн.".

Реклама

Только не все вырученные деньги Бидун кладет себе в карман. В родном селе Радовель (Житомирская обл.) поставил кованые ворота на кладбище и в детском саду, а теперь затеял строительство небольшой часовни: "Иногда жена бурчит: "Дурбень ты, деньги совсем не приносишь". Я бы мог все продать и неплохо заработать. Раньше так и делал. А вот последние два года понял: раритетные вещи уже нигде не найти. Теперь мечтаю музей свой создать".

Гараж, каморка и кладовая Григория Бидуна завалены старинными находками, среди которых — фонари, работающие без электричества. Насобиралось их до сотни, а некоторые раритеты уже нигде не найти.

САМЫЙ ДОРОГОЙ И РЕДКИЙ

Реклама


Фото: Г. Салай

Немецкий карманный фонарик 1930-х гг (минимум 1500 грн.). Работал на карбиде. Им пользовались странники, велосипедисты и врачи, которые при его освещении даже делали операции.

ПОПУЛЯРНЕЕ НЕГО НЕТ


Фото: Г. Салай

Этот фонарь придумали голландские моряки и назвали "летучая мышь". Работал он на керосине и был очень популярен среди нашего населения: "Каждая бабка доила корову при его свете".

СПАСАЮЩИЙ ЖИЗНИ ПАССАЖИРОВ


Фото: Г. Салай

Чаще всего фонарями пользовались железнодорожники. Ими освещали площади, переезды, стрелки. Этот вешали на поезд: спереди с белым прожектором, сзади — с красным. Так машинисты могли видеть поезда и избегать аварий.

ПРООБРАЗ СВЕТИЛЬНИКОВ


Фото: Г. Салай

Лучинник придумали еще в Киевской Руси. Конусообразный, кованый, обмотанный сукном. Он подвешивался под потолком, а внутрь закладывали щепки и поджигали.

БЕЗОПАСНЫЙ ПРОГРЕСС


Фото: Г. Салай

Немцы были первыми, кто в 30-х годах прошлого века стал выпускать модели фонарей, работающие не на керосине или свече, а на газе. Такие модели были гораздо безопаснее — ведь керосин мог вылиться и устроить пожар, и совсем не коптили.