Кровавые пески Днепра

3 июня 2009, 10:00
Убийство защитника Жукова острова могут списать на "бытовуху". Смерть не остановила прибыльный бизнес

Жуков остров. Песок добывают и днем, и ночью. В час можно выкопать около 150 тонн. Фото Г. Салай

К убийству защитника Жукова острова эколога Александра Гончарова причастны известные государственные чиновники, которые "крышуют" добычу песка в заповедной зоне, считают коллеги убитого. На острове, как ни в чем не бывало, продолжается забор песка.

"Я разговаривал с Александром в 12 часов дня 26 мая — за полчаса до того, как его убили. Договорились встретиться, провести съемки на Жуковом. А через минут 40 мне звонит его жена Моника и говорит, что его убили", — рассказывает журналист Алексей Кутепов, к которому обратился Гончаров, чтобы отснять репортаж о незаконной добыче песка на Жуковом. Напомним, на Гончарова напали во дворе его дома, двое парней избили его жену. Мужчина скончался в "скорой". "Его жена Моника очень напугана. Ее избили и сказали: еще один звонок в прокуратуру или в милицию по поводу песка — и мы тебя застрелим", — рассказывает Кутепов.

Реклама

Экологи опасаются, что милиция спишет все на "бытовуху". "Гончаров несколько лет боролся с незаконной добычей песка на Жуковом — писал во все инстанции, привлекал прессу. За несколько дней до того, как его убили, была опечатана техника, которая добывала песок. Через пару дней Александра не стало", — говорит глава эколого-культурного центра Владимир Борейко. Начальник ЦОС ГУ МВД в Киеве Владимир Полищук говорит, что следствие рассматривает разные версии — от "бытовухи", о которой якобы говорила жена Гончарова, до убийства. Но интересно, что сама Моника Матейова, по словам экологов, утверждает, что в милиции называла лишь одну причину убийства — песок, из-за которого мужу давно угрожали.

ИЗ-ЗА РАБОТ РАЗРУШАЮТСЯ МОСТЫ. Тем временем на Жуковом кипит "работа" — с острова едут целые караваны машин, загруженные днепровским песком. "Эта земля находится в частном владении, здесь должен быть яхт-клуб. Большие яхты оседают на несколько метров в воду, а тут глубина — метра три от силы. Вот и надо вырыть немного дна", — деловито объясняет нам рабочий на одной из точек добычи песка.

Тут вовсю работает земснаряд — машина, которая роет песок со дна и бросает сохнуть на берег. К экскаватору стоит очередь грузовиков. На еще одном месте добычи, которое указали нам экологи, вчера днем было пусто. Коллеги Гончарова говорят, что "добытчики" перешли на ночной режим работы — пригоняют катер с земснарядом после полуночи.

Реклама

"Нелегальная добыча песка для строительства — большая проблема для города и области. Такая же ситуация на Алмазном озере, на улице Пуховской. Сколько мы там уже переловили этих "нелегалов", дела передаем в прокуратуру, в УБОП, а там ничего не делают", — жалуется "Сегодня" инспектор Госэкоинспекции Киева Марьян Якубовский.

Легальных добытчиков песка — единицы, а "нелегалы" множатся. По словам Якубовского, бесконтрольный забор песка может разрушить киевские мосты — недавно были замечены трещины на Южном, возле которого ведется добыча, под угрозой и Московский. Забор песка также уменьшает количество рыбы и грозит загрязнением реки. "Песок забрали, а чтобы замести следы, завалили яму мусором".

БИЗНЕС. Песочный бизнес — один из самых прибыльных, поэтому остановить "нелегалов" непросто. Тонна песка стоит от 45 до 70 гривен, а земснаряд намывает около 150 тонн в час. Объявления о продаже песка можно увидеть как в интернете, так и в окрестностях Жукова острова. По одному из них мы позвонили, трубку снял мужчина:

Реклама

— Цена — 60 гривен за тонну. Минимум 2 тонны. Приезжайте — мы за 6 километров от Окружной.

— А что это за песок?

— Речной, из Днепра. Хороший песок.

— А где именно его добывают? — уточняем мы.

— Да какая разница? Меня это и самого не интересует.

— А документы у вас на песок есть?

Бизнесмен бросил трубку.

ЖУКОВ ЖДЕТ ПРАВОСУДИЯ

В прокуратуре Голосеевского района "Сегодня" заявили, что по поводу добычи песка на Жуковом ведется следствие. 4 июня должно состояться первое заседание суда. В мэрии же уверяют, что добыча песка — не их парафия. "Если есть нарушения забора песка — это дело милиции и прокуратуры. Если к этому делу причастны высокопоставленные люди — пусть этим занимаются борцы с коррупцией", — сказал нам заммэра Игорь Домбруцкий.