Магазины и аптеки закрыты для инвалидов

27 декабря 2007, 08:44
"Сегодня" прошлась по городу с колясочником. Попасть в больницу, купить хлеба или выйти из дому ему практически невозможно.

Перед барьером. Попасть в магазин самому не под силу; фото В.Говорухи

Город очень медленно приспосабливают для инвалидов, причем такая европейская норма вводится разве что в центре. Мы посмотрели, насколько в столице комфортно или дискомфортно инвалидам, совершив прогулку вместе с главой "Ассоциации инвалидов-спинальников Украины" Иваном Марусевичем. Наш вояж показал, что в большинство домов нельзя ни заехать, ни выбраться из них. Та же картина с транспортом, магазинами, театрами...

ДОСТУП ЗАКРЫТ. Встретились на Оболони. Прошлись по тротуару, выложенному плиткой. У Ивана Николаевича коляска добротная, ямки мало ощущались, а у кого кресло попроще, то трясет хорошо. Коляску везет сын. Подходим к дороге — чтобы перебраться на другую сторону. Приходится помучаться. Окинув взглядом тротуар в поисках съезда и не найдя его, подходим к краю бровки. Она высокая, коляску сыну нужно наклонять чуть ли не до земли, держа навесу. Одному инвалиду тут не справиться. "На части перекрестков делают съезды, но их немного, — говорит Иван Николаевич.

Реклама

Подходим к комплексу из четырех магазинов. Коляска упирается в ступеньки. "Сделали бы один нормальный пандус — сразу можно было во все четыре попасть", — сетует наш собеседник. В магазинах вопросу, почему нет пандуса, удивлялись. "Никто из посетителей ни разу не жаловался, может, поэтому начальство и не сделало", — пожала плечами одна из продавщиц. Проще всего колясочнику попасть в супермаркеты. Возле ступенек есть пологие спуски, но они не столько на инвалидов рассчитаны, сколько на покупателей с тележками.

В ТРАНСПОРТ НЕ ПОПАСТЬ. "С заездами критична ситуация в большинстве киевских школ и вузов, магазинах, офисах. Многие медучреждения тоже недоступны для людей с ограниченными физическими возможностями! Хотя это абсурд, ведь больница — это первое место, куда попадает человек после травмы, а потом ему постоянно приходится посещать аптеки и обследоваться в поликлиниках", — рассказывает инвалид.

Подходим к остановке, подъезжает троллейбус. Войти в него даже не пытаемся — ступеньки слишком высокие. "Появляются троллейбусы и автобусы с низким полом, но их мало. Но водителям нужно подъезжать вплотную к тротуару, чтобы можно было спокойно войти, а чаще всего из-за мешающих машин они останавливается за метр от него", — сетует г-н Марусевич. Возле одной из новостроек он обращает внимание на псевдопандус при выходе из подъезда. Две бетонные полоски, которые больше напоминают трамплины. Вот на таких убиться можно. По словам Ивана Марусевича, настоящий пандус должен быть цельным с углом подъема 12%. А нередко такие крутые, что даже подойти страшно, не то чтобы съехать.

Реклама

НАРУШЕНИЕ БЕЗ КАРЫ. Магазины, банки и прочие частные учреждения обеспечивать доступом для инвалидов должно руководство. Жилье обустраивать пандусами (6—7 тыс. грн.) должны жилищные организации, в новостройках за это отвечают застройщики. Разбираться с ними должны районные власти. Регулируется это указом президента и постановлениями Кабмина. Эти нормы существуют давно, но к ним мало прислушивались, поскольку нет никаких санкций за нарушение. В мэрии кивают на горпрограмму по "безбарьерной среде", мол, постепенно делают столицу комфортнее для инвалидов. Пока, правда, изменений почти никаких.