Маршруткам приказано стать "лимузинами"

28 июля 2008, 20:02
Власти требуют поставить кондиционеры и обновиться, перевозчики говорят — цена взлетит до 5 гривен.

Фото Ю.Недопитанской

Киевские маршрутки решили радикально изменить. В администрации подготовили новые условия для конкурса среди перевозчиков за право возить горожан.Если их исполнят, то нас будут возить просто роскошные "лимузины". Причем, возможно, уже со следующего года. В "маршрутках будущего" водители будут ездить в форме, там должны быть кондиционеры и видеокамеры, не менее 19 мест и двух дверей, автобусы могут быть лишь не старше пяти лет, все обязаны подключиться к автоматизированной системе управления транспортом, а кроме того пассажиры смогут рассчитываться "по безналу", для чего надо поставить в авто терминалы для пластиковых карточек. Преимущество будут отдавать тем, чьи машины ездят, например, на сравнительно невредном биотопливе или электричестве. В общем, нечто нереальное. Пока, правда, это лишь задумка КГГА. Условия должна принять Киеврада, а ближайшая сессия — 28 августа. Если идею поддержат, будут решать о сроках внедрения новшеств.

Чиновники считают, что ничего сверхъестественного от перевозчиков не требуют. Но не исключают, что далеко не все смогут пройти конкурс. И это будет очередным большим шагом по дороге к полному изгнанию маршруток со столицы. "Возможно, условия будут слишком жесткими для перевозчиков, которые не достаточно беспокоятся о комфорте пассажиров, — рассуждает первый зампред КГГА Денис Басс, — однако это именно те условия, которые обычны для европейского города".

Реклама

Требования касаются не только частных перевозчиков, но и коммунальных. И последние готовятся соответствовать, видимо, надеясь на "денежный дождь" из горбюджета.

Глава ассоциации киевских перевозчиков "Столица" Валерий Липецкий рассказал "Сегодня", что маршрутчики, в принципе, не против новых условий конкурса, однако они должны быть нормальными и прозрачными. "Про 19 мест — это старое условие, — говорит он, — экологические требования по выхлопам (не ниже евро-1, что не выдерживают старые маршрутки) правильны, многие наши автобусы уже давно ездят именно так, однако, например, с обязательным подсоединением к автоматизированной системе управления транспортом (как это сделано городских для автобусов, когда за ними следят диспетчеры) мне согласиться трудно". По словам Липецкого, сама система городу не нужна, поскольку ничем не может помочь общественному транспорту — меньше попадать в пробки или следовать строго по графику все равно сложно. Перевозчик считает, что для принятия подобных решений необходимо собрать как чиновников, так и самих маршрутчиков, чтобы условия конкурса максимально подходили обеим сторонам. Но Липецкий уверен, что затраты по улучшению маршруток лягут на пассажиров.

Перевозчики готовы к новым условиям конкурса, потому что деваться им некуда. В одном из частных предприятий рассказали, что придется раскошелится на "хай-тек", чтобы продолжать работу. Правда, тогда стоимость проезда вырастет, возможно, даже вдвое — новшества затратны. То есть за поездку нужно будет выложить от 3 до 5 гривен только по городу!

Реклама

Столичный перевозчик Николай Бацан рассказал "Сегодня", что форму и вместимость автобусов сейчас обеспечить легко, а вот с подключением к "системе" лучше повременить. "Для начала необходимо проверить работу системы на коммунальном транспорте и показать реальный позитив от этого, а потом уже начинать вводить ее в маршрутках, — говорит он, — что же касается перехода на альтернативные виды топлива, например, на газ, нужно переоборудовать двигатель. Это не во всех автобусах можно сделать, поэтому отказаться от дизеля пока сложно".

Результатом реформы, по мнению перевозчиков, может стать то, что половина маршрутов в Киеве исчезнет, не выдержав конкуренции с коммунальщиками, а в целом транспорт станет еще дороже.

В ЦЕНТР ТАКИ ПРИДЕТСЯ ДОБИРАТЬСЯ НА АВТОБУСАХ. Также в новых правилах указано, что в центр микроавтобусы заезжать не смогут, только большие бусы и троллейбусы. Это не новое решение, еще в прошлом году были попытки отбросить маршрутки дальше от центра. Мотивировали тем, что "бусики" создают пробки на узких улицах центра. Чиновники решили — пусть маршрутки довозят людей до определенной черты, высаживают, а те дальше поедут на коммунальном транспорте, который "не захламит" центр. Эти вопросы должны были быть решены до конца прошлого года, но договориться с перевозчиками не удалось. По новым условиям конкурса идею хотят таки реализовать, несмотря на критику со стороны многих горожан.

Реклама

Планировали запретить движение микроавтобусов на территории, ограниченной улицами Набережное шоссе, Набережно-Крещатицкая, Нижний Вал, Глыбочицкая, Черновила, Воздухофлотский и Краснозвездный проспекты, бульвар Дружбы Народов.

ПРОЕЗД ПРОДОЛЖАЕТ "ПРЫГАТЬ" ВВЕРХ. Тем временем маршрутки продолжают дорожать. Например, 242-й маршрут (Индустриальный мост — станция метро "Лесная") на днях "подпрыгнул" аж на 50 копеек, с 1,75 грн. до 2,25 грн. Киевляне ропщут и жалуются в газету. "Я на 242-й езжу часто, как обычно захожу, даю 1,75 грн., а мне говорят, мол, подорожало все, — рассказывает студент Артем Слипачук, — пришлось добавить 50 копеек. Обдирают просто!" Перевозчики продолжают оправдываться тем, что цены на топливо растут.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ "МАРШРУТКА БУДУЩЕГО"

  • Возраст машины — не более 5 лет (сейчас неограничен).
  • Водители в форме (ограничений по одежде нет).
  • В каждой машине: терминал для безналичного расчета, кондиционер, камеры видеонаблюдения, система навигации и связи (сейчас такого оборудования нет).
  • Не менее 19 мест для сидения и две автоматические двери (сейчас — не менее 10, и одна автоматическая дверь или вовсе пассажиры открывают дверцу вручную).
  • Подключена к системе автоматизированного диспетчерского управления транспортом (пока ни одна маршрутка не подключена).
  • На машине — логотип предприятия-перевозчика (сейчас такое только у коммунальщиков и то не у всех)
  • Машина ездит на альтернативном топливе (например, на газу, биотопливе, водороде или электричестве) или на солярке (бензине), но при этом оборудована хорошим катализатором для уменьшения токсических выбросов (сейчас в основном на дизтопливе).