Музейная энергетика: в столичной ТЭЦ-5 работает уникальная экспозиция Киевэнерго

12 октября 2017, 13:48
В музейных залах собрана вся история украинской энергетики – от деревянных труб и дореволюционных счетчиков до макетов сверхсовременного оборудования

В конце февраля 2017 года на столичной ТЭЦ-5 состоялось открытие музея Киевэнерго с участием генерального директора компании и представителей всех подразделений и руководства ДТЭК (всего около 100 человек). В феврале же начали проводиться и первые экскурсии. Сайт "Сегодня" побывал в музее и делится с читателями своими впечатлениями.

Паровой прорыв и тепловизор – "динозавр"

"Вот этот макет парового котла, с вертикальными поверхностями нагрева теплоносителя, в 1930 году предложили теплотехники Киева, и спасли все советские ТЭЦ, которые тогда работали исключительно на старом иностранном оборудовании, оставшемся еще с царских времен", – руководитель музея Киевэнерго Владимир Цыганенко показывает его любимый экспонат – макет энергетического парового котла, который и сейчас работает на Черниговской ТЭЦ.

Реклама

"Обычно группам демонстрируют работу ТЭЦ, а уже потом ведут ко мне, так сказать, дополнить впечатление экскурсом в историю энергетики, – говорит Цыганенко, и снова возвращается к макету действующего котла. – Это сейчас он самый обычный. А в 30-е годы это был настоящий прорыв".

По словам главы музея, дело в том, что тогда котлы были либо с горизонтальной поверхностью нагрева теплоносителя, либо с установленной под углом 15-20 градусов. Обычно – с температурой пара 200 градусов и на 12 атмосфер. Выпускник КПИ Евгений Иванович Ромм предложил свой вариант – котел с вертикальной нагревательной поверхностью на 35 атмосфер и с паром в 305 градусов Цельсия. Поехал со своим изобретением в Ленинград, предложил построить экспериментальный образец и протестировать его. Там отказались – испугались, что конструкция не выдержит и взлетит в воздух. Отказали и в Москве. Тогда Ромм вернулся в Киев и испытал свое изобретение возле старой котельной в Киевском политехническом институте. "И все сработало идеально. Уже потом котел запустили на Киевской КРЭС, которая тогда размещалась на Рыбачьем полуострове. Увидев результаты, технический комитет в Москве издал циркуляр – ставить такие котлы на станции по всему СССР", – рассказывает руководитель музея.

Владимир Цыганенко может говорить о каждом из своих 130 экспонатов, выставленных в музее на столичной ТЭЦ-5, часами. Сухие технические характеристики перемежает живыми историями. Так что даже если вы – гуманитарий по образованию и стилю жизни, невольно начинаете понимать и уважать строгую магию физики.

Реклама

"А вот тепловизор (показывает на большой неуклюжий агрегат, чем-то напоминающий луноход). Он выпущен в 80-х годах прошлого века. Находился в эксплуатации до 2012 года. Их всего было четыре по всему Союзу, и один в Киевэнерго выделили. Специалисты, работавшие с ним, считались настоящей интеллектуальной элитой и стоили недешево. В то же время на Западе тогда уже пользовались ручным тепловизором, который помещался в ладонь. Так что это своего рода памятник тогдашней отсталости нашей энергетики", – шутит Цыганенко.

Энергетика в деталях

Чего только нет в музее – начиная от проводов различного диаметра и электросчетчиков (есть даже дореволюционные) и заканчивая макетами современного оборудования тепловых и электростанций (например, установленная в 2015 году на ТЭЦ-5 современная Комплектная распределительная элегазовая установка 330 кВ повысила надежность электроснабжения столицы).

Реклама

Цыганенко собирает эти экспонаты еще с 2001 года. Их поиск – это отдельная история, которую можно слушать часами. К примеру, знаменитый макет котла из Черниговской ТЭЦ в свое время делали специально для тогдашнего президента Леонида Кучмы. "Он проезжал мимо ТЭЦ, а кто-то из сопровождающих сказал: так, мол, и так, все мы производим, да вот только не энергетические котлы для станций. Кучма заинтересовался, что же там за такое сложное оборудование, и решил заехать на ТЭЦ. Директор станции Юрий Иванович Коляда получил задание – сделать специально для президента макет энергетического котла, так сказать, для изучения ситуации. Сделали на всякий случай сразу два – по $15 тыс. Каждый. Один уехал в Киев, а другой директор ТЭЦ поставил в своем кабинете, где я его и увидел. И сразу понял – без него не уйду", – вспоминает Владимир Цыганенко.

Кстати, котлов у нас до сих пор так и не производят. Во-первых, нет рынка сбыта, чтобы строить отдельный завод котлов. Во-вторых, производство требует особых технологий. Так как оборудование эксплуатируется в сверхтяжелых условиях (температура пара превышает 560 градусов, а давление достигает 265 атмосфер), несоблюдение технологий или использование "некачественных" материалов может закончиться аварией. Владимир Цыганенко даже привез с Трипольской ТЭС куски изувеченных поверхностей нагрева теплоносителя в качестве доказательства дикой силы неконтролируемого пара, который с легкостью мнет металл, как бумагу. Глава музея, как никто, хорошо знает, какой бывает неконтролируемая энергетика. Ведь именно он, согласно заявке, давал разрешение на остановку для текущего ремонта четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС в далеком 1986 году (тогда он работал диспетчером энергосистемы Киевэнерго).

Но обычно посетители об авариях не спрашивают. Школьники с интересом рассматривают технику, взрослые задают самые разные вопросы. Часто даже те, которые не имеют отношения к энергетике. "Когда-то группа студентов попросила объяснить, как в квартиры попадает вода. Пришлось прочитать им мини-лекцию", – вспоминает Цыганенко. Он всегда очень рад посетителям. А попасть в музей может каждый, надо только взять с собой паспорт и выписать пропуск на проходной – все же режимный объект.

Но за эти небольшие усилия вы получите вознаграждение: сотня экспонатов, среди которых есть и по-настоящему уникальные, замечательный экскурс в прошлое энергетики, и, кстати, не только украинской, но и мировой. "Такого музея, как у нас, нет не только на постсоветском пространстве, но и в Европе, а может, и в мире", – с гордостью говорит Цыганенко.