На киевском метро донельзя экономили, а если будет настоящее ЧП – с эвакуацией возникнут серьезные проблемы

6 апреля 2012, 08:00
Эксперты говорят, что зеленая ветка подземки внушает опасение: виноваты стройки и халатность

Станция метро Осокорки. После пожара ее отмывали и ремонтировали несколько дней. Фото: С.Николаев

На Сырецко-Печерской ветке метро снова произошло ЧП. На станции "Дорогожичи" сломался поезд, из-за чего подземка стояла около 10 минут. Но случай снова дал повод киевлянам говорить о "проклятой" зеленой ветке, на которой в последнее время постоянно что-то случается.

Читайте подробнее Подземка: На "Университете" сломались эскалаторы, а "зеленая" ветка остановилась

Реклама

"То горит, то ломается, просто заколдованная ветка! Скоро проще будет на маршрутке ехать на работу", — написала в соцсетях жительница Осокорков Ирина. Специалисты говорят: поводы для тревоги действительно есть.

ЭКОНОМИЯ. Самая молодая — "зеленая" — ветка строилась в конце 80-х — начале 90-х. Например, "Осокорки", где недавно был пожар, сдавали в 1992 году, когда мэром был Иван Салий. "Было мало денег, инфляция, приходилось экономить. На этой станции использовали недорогой, но модный тогда пластик, хотя, как показала практика, он быстро загорается. Но, с другой стороны, за 20 лет все можно было поменять!" — говорит Салий.

Читайте подробнее В Киеве пылает метро: на месте ЧП – 20 машин МЧС и скорые, люди задыхаются

Реклама

Напомним, одной из причин сильного пожара как раз назвали пластик, который быстро воспламеняется. Начальник "Киевметростроя" Владимир Петренко говорит, что тогда использовать такой материал позволяли нормы. "Сейчас это запрещено", — подчеркивает Петренко.

СТРОЙКИ И ГРУНТЫ. Еще одна проблемы этой ветки — строительная активность вблизи метро. Эксперты говорят, что стройки могут повредить коммуникации и даже сам тоннель, где ходят поезда, ведь большинство станций здесь неглубокого залегания. Вопиющий случай, который не афишировали, произошел в 2007-м между станциями "Осокорки" и "Позняки" — в тоннеле образовалась 2-метровая трещина из-за строительства паркинга над тоннелем. Три дня по техническим причинам движение было ограничено.

ВИДЕО Как в Киеве пылало метро

Реклама

"Развалили полностью постоянную конструкцию, которая обеспечивает внутреннее пространство над перегоном тоннеля. Чинить было невероятно сложно, поскольку ветка действующая", — вспоминает Петренко. С грунтами на "зеленой" ветке также не все слава Богу.

ФОТО Последствия пожара на станции Осокорки

"Из-за проблемных грунтов на этой ветке проседают тоннели. На Оболони такую проблему решили, а на этой ветке на около 3 км нужно провести работы по стабилизации грунтов. В год они опускаются на 10—15 мм, предел — 400 мм, сегодня это 100 мм, то есть в запасе еще десятки лет, но надо думать уже о перспективе. Чтобы через время метро не стало на реконструкцию", — продолжает Петренко.

На этом фоне даже небольшой порыв инженерных сетей становится опасным. "Из-за порывов грунты могут изменить свою несущую способность и просесть сверх норматива. Раньше по Оболони (где тоже зыбкие грунты. — Авт.) долго поезда ходили медленно — там проседали тоннели, приходилось снижать скорость, а ночью там выполняли работы, чтобы просадка прекратилась", — рассказывает директор института "Укрметротоннельпроект" Виктор Яникин.

Спасение метро. На пожар на станции "Осокорки" приехало с десяток машин. Фото: Artur Orujaliev @arturclancy

С ним согласен Петренко: "Метрополитен нельзя подвергать испытаниям прокладкой коммуникациями. Если будет нарушен, например, водопровод, подземное пространство метро заполнится водой. Хотя тоннель и герметичный, но может быть такой размыв, что произойдет деформация конструкций. В центральной части такой угрозы нет, а вот на периферии этот вопрос нужно решать. Сотрудники метро работают над тем, чтобы оно работало безопасно. Но к сожалению, никто из тех, кто прокладывает коммуникации, не думает о развитии метро. ЧП, подобные пожару на "Осокорках" — сигнал. Хотя у метрополитена очень сильная техслужба. Они могут быстро локализовать ЧП", — считает Петренко.

В самом метрополитене не склонны говорить об участившихся ЧП. "Осокорки" — это исключение из правил, метро по-прежнему самый надежный вид транспорта", — говорит замначальника метро Валерий Гавриленко.

ТРУДНОСТИ ЭВАКУАЦИИ. Есть претензии к безопасности метро и со стороны Инспекции гостехногенбезопасности при МЧС. По словам специалистов ведомства, в метрополитене иногда не выполняются требования действующих строительных норм. МЧС потребовало оборудовать станции и тоннели системами автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей в случае опасности, а также использовать светильники с плафонами из негорящих материалов — такие установлены не на всех станциях, хотя это проблема решаемая.

"Еще одна возможная опасность метро — эвакуация с глубоких станций как, например, "Арсенальная". При ЧП этот процесс займет длительное время. Во многих местах на пути эвакуации стоят торговые точки. Если что-то произойдет в тоннеле, то туда будет сложно добраться, а автоматических систем пожаротушения там нет. Хотя в целом по метро ситуация удовлетворительная", — сказали нам в МЧС.

Читайте подробнее Киевское метро: где можно стать жертвой ЧП