На Крещатике поселили веселых кабанчиков

19 февраля 2008, 08:02
"Сегодня" нашла мастеров, творения которых украсили столичную подземку.

Панно на Крещатике. Веселый орнамент поднимает настроение; фото А. Гончарова

Каждый день, спускаясь в метро, мы видим настенные разноцветные панно (лепнину и орнаменты). Оксана Грузинская — одна из тех, кто вложил частичку своей души в оформление киевского подземелья. Мастерице в этому году исполнится 85 лет. К юбилею Оксаны Аркадьевны в Музее украинского народного искусства открылась выставка ее работ. Многие коллеги, которые занимались отделкой киевского метро, уже покинули этот мир. В живых остались единицы. "Сегодня" разыскала неизвестных мастеров.

Реклама

КАБАНЧИКИ И ЦВЕТЫ. Много лет Оксана Грузинская проработала в экспериментальной мастерской при Академии архитектуры. В 1961 году, когда ей было 38 лет, поступил заказ — украсить настенными панно новую станцию метро "Крещатик". Вместе с коллегами мастерица принялась за работу. Сначала она рисовала эскизы на бумаге, потом переносила задуманное на керамику, которую покрывали специальной глазурью и отправляли в печь. В итоге подземное панно получилось из 11 рисунков, ни один из которых не повторяется. Одно полотно панно состоит из 110 плиток. Оксана Грузинская проявила инициативу и изобразила национальные мотивы. Перед этим тщательно изучала соответствующие книги и украинский орнамент. "Разукрасила каждую плиточку собственными руками, — с теплотой рассказывает "Сегодня" Оксана Аркадьевна. — Глазурь в печи всегда неожиданно меняла цвет и я никогда не знала, какое буйство красок получится". Мастерица ласково гладит панно в вестибюле станции метро "Крещатик" и говорит, что плитка до сих пор хранит тепло ее рук. На станции она бывает нечасто, но если даже просто проезжает мимо, всегда любуется своим творением.

Холл станции метро "Крещатик" (со стороны одноименной улицы) выложен желтой, зеленой, красной и черной плиткой. Авторы ласково называют ее элементы разноцветными кабанчиками. "По распоряжению архитектора и вице-президента академии архитектуры Добровольского (его уже нет в живых) мы без эскиза и подготовки довольно быстро выложили цветными кабанчиками этот огромный холл", — с улыбкой вспоминает Оксана Грузинская.

ФРИЗЫ НА "НИВКАХ". С двух сторон платформы на "Нивках" в начале 60-х были нарисованы фризы на облицовочной плитке. Их делала Анна Шарай. Потратила на работу более полугода. "Многие фризы надо было пережигать по несколько раз и заменять неудавшиеся элементы на новые, без изъяна", — делится своими воспоминаниями с "Сегодня" Анна Григорьевна. Сейчас мастерица не может вспомнить, сохранились ее фризы или были заменены на другие. Сетует, что уже очень давно не была на станции, здоровье не позволяет.

Реклама

ШЕВЧЕНКО БЕЗ КОБЗАРЯ. Александр Милозоров собственноручно украсил две станции метро. На путевых стенах станции "Тараса Шевченко" он выложил украинский орнамент, а на торцевой — портрет великого украинского поэта. Он хотел дополнить изображение Шевченко листами бумаги из глины, где красовались бы слова из "Кобзаря". Но воплотить в жизнь эту идею не получилось."Партийные руководители велели мне согласовать текст поэзии... с Институтом литературы, — вспоминает Александр Петрович. — А у меня на это уже не оставалось времени. Спешили открыть станцию метро ко дню рождения Брежнева. Так и остался Тарас Шевченко без "Кобзаря".

На станции "Республиканский стадион" во входном вестибюле Александр Милозоров выложил два керамических панно на спортивную тематику: "Хоккей" и "Футбол", а в торце станции — рельефную мозаику "Олимпийский огонь". "Композиция "Хоккей" сейчас закрыта торговыми киосками, никому такая красота не нужна", — сожалеет мастер.