Не стало отца ладьи и Родины-матери

22 апреля 2010, 07:46
Лыбидь похожа на дочь скульптора, а женщина с мечом — на жену.

Реклама

Вчера на Байковом кладбище похоронили известного украинского скульптора Василия Бородая. Это он создал самые яркие памятники столицы времен СССР: Родину-Мать, монумент Щорсу, Лесе Украинке и, конечно же, памятник основателям Киева — знаменитую ладью. Пошли слухи, что именно она стала роковым ударом по здоровью старенького скульптора, когда в феврале обвалилась из-за снега.

Побаиваясь за самочувствие Василия Захаровича, родные несколько дней не говорили ему об этом. "Все думали, что у него не выдержит сердце, как только дедушка узнает о памятнике", — рассказал нам внук скульптора и его тезка Василий Бородай. Но 92-летний Василий Захарович лишь немного поворчал, мол, сами виноваты, не надо было экономить на материалах. И загорелся идеей дать ладье новую жизнь — восстанавливать ее вместе с коллегами. Внучка Василия Захаровича, Дарья, вспоминает, что с того момента он только и говорил о том, как начнет вновь работать над основателями Киева. Оно и понятно, ведь, как рассказали родные скульптора, образ Лыбеди Василий Захарович лепил со своей покойной дочери Галины, потому-то и любил этот памятник больше всех своих работ. Отреставрированную Лыбидь установили на ладью в субботу, а в понедельник Бородая не стало...

Родина-Мать — также семейный памятник. Как сказал нам скульптор Юрий Киселев, Василий Захарович создавал ее похожей на свою любимую супругу Лидию Павловну. Так хотел почтить и увековечить ее.

Реклама

СЕМЬЯ. Скульптором в семье Бородаев стал внук Василия Захаровича. Он рассказал нам, что будет стремиться быть таким же "настоящим мастером, как и дед". Правда, парень признается, что часто не обращал внимания на деда, когда тот ему что-то советовал: "Сложно воспринимать критику родного человека, хотя и понимаешь, что он великий мастер". Родные говорят, что отличительной чертой Василия Захаровича была исключительная интеллигентность и доброта. "Дедушка максимум мог обозвать кого-то балбесом и объяснить, что видит скульптуру несколько иначе", — говорит Василий Бородай-младший. Но ссорились они часто из-за другого. Василий Захарович любил по ночам читать книги, мешая домочадцам спать. А вот телевизор вообще не воспринимал. Друзья вспоминают Василия Бородая очень веселым и добродушным человеком, мол, в день он мог рассказать с десяток новых анекдотов. А если его просили о помощи — он никогда не отказывал.

ПАТРИОТ, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ ЭМОЦИИ

Прощание с Василием Бородаем прошло в стенах академии Изобразительного искусства, которую он в 1953 году закончил, с 1966 по 1973 годы был ректором, а почти до самой кончины здесь преподавал. Кстати, во дворе вуза хранится уменьшенная копия Ладьи — дипломная работа одного из студентов.

Реклама

Коллеги и студенты вспоминают, что Бородай был очень большим патриотом. Во время войны командовал ротой разведчиков, а потом говорил, что все свое творчество он посвящает родине — Украине то есть. Когда Василия Бородая спрашивали, в чем секрет его успеха, он отвечал так: "Я знаю настоящие человеческие эмоции и могу вылепить эти эмоции из глины".