Первые граффити: конь, гром и трезубец Владимира

30 мая 2008, 18:30
Судя по надписям в Софии, ее построил не Ярослав, а его отец

Реклама

Разрисованные стены и дома уже никого не удивляют. Уличные рисунки давно вошли в наш быт. Но, оказывается, граффити в Киеве появились много веков назад. Рисовали и читали их еще со времен Киевской Руси. Князь Владимир даже издал церковный устав, запрещавший "резать" на стенах храмов. Это преступление считалось равным разрытию могил или осквернению креста, каралось оно избиением и штрафом. Но, тем не менее, запрет не мешал обписывать церковные стены не только рядовым прихожанам, но и священникам, и даже князьям.

Стены Софии Киевской испещрены древними надписями-граффити. Если их внимательно прочитать, можно узнать, например, что основателем храма был не Ярослав Мудрый, а его отец Владимир Великий.

Точное количество граффити неизвестно даже специалистам. На протяжении нескольких веков древнерусские рисунки были скрыты под слоем позднейших росписей, а открываться они стали лишь в ходе реставрации фресок в 50-е годы прошлого века. Но специалисты, прочитав более 300 надписей, решили — ничего интересного не найти. И только два года назад стены решили почитать вновь. Сотрудникам Национального заповедника "София Киевская" удалось расшифровать более тысячи граффити. Все надписи разные и по виду и по содержанию: мелкие и большие, "уставным" почерком и каракулями. Писали о важных политических событиях, например, о мире, заключенном в конце XI в. князьями на Желяни, в местности, где проходила дорога на Вышгород. А есть и просто надписи-записки, например: "Дай козу мою". Одним словом, стены храма для прихожан были и летописью, и личным дневником, и записной книжкой (священнослужители отмечали черточками на стенах количество литургий). Во времена Киевской Руси в Софии "работали" цензоры из числа церковнослужителей. Они читали все тексты, а неподходящие или оскорбительные зачеркивали.

Реклама

Профессор-историк Надежда Никитенко придерживается мнения, что писали на стенах не из хулиганских побуждений, и не от скуки, а потому, что относились к письму как к священному акту, мол, что в Софии на стене написано пером — не вырубишь топором. Надписи сохранились на века. Правда, некоторые совсем не четкие, по некоторым рисункам можно лишь догадываться, что изображено.

ПРО ГРОМ И КОРОВУ. Самое древнее сообщение, найденное в соборе, относится к 1022 году. Прочитано оно было около года назад в алтарной части храма, на изображении святого Василия. Оно гласит, что Пасха и Благовещение пришлись на один день что считается предзнаменованием конца света. Очевидно, автор строк счел необходимым предупредить окружающих о возможных переменах. Но сенсацией для историков стал не факт совпадения праздников, а то, что надпись оказалась старше, чем сам собор! Такого, конечно же, быть не может, а значит, построена София намного раньше указанного в летописи 1037 года. Тем более, что в соборе были найдены граффити с датами 1033 и 1036 гг. Проанализировав данные письменных источников, а также роспись Софии, Надежда Никитенко пришла к выводу, что основателем храма был Владимир Святославич, а Ярослав Мудрый завершил дело своего отца. Вероятнее всего собор был заложен 4 ноября 1011 года, а освящен через 7 лет.

Одно из самых известных и необычных по содержанию считают сообщение о раннем громе как дурном предзнаменовании, прогремевшем 3 марта 1052 года. Рядышком — надпись о смерти Ярослава Мудрого. Эти четкие, красивые надписи на столбе в центре собора были расшифрованы одними из первых, их часто показывают туристам.

Реклама

В алтарной части храма, прямо возле написанной на стене первой славянской азбуки, начерчены лошадь и корова. Над "буренкой" еще и надпись: "му-му". На одном из столбов изображен зайчик. Что значили зверушки, историки пока не берутся ответить. Возможно, это просто элемент быта древних киевлян и царапали их дети.

АВТОГРАФЫ КНЯЗЕЙ. На хорах, куда вход простым смертным был заказан, "пачкала стены" знать. Есть автограф, который мог оставить князь Владимир: "Господи помози рабу своему Володимиру на многая лета и дай прощение греха на день судный". Можно отыскать в соборе и изображение нашего герба и символа князя Владимира — трезубца. Он находится на первом этаже, в левой части, на фреске, изображающей св. воина Феодора Стратилата. Не удивляйтесь тому, что трезубец перевернут. Это говорит о том, что его владелец, то есть князь Владимир, к тому времени умер.

Найти древнерусские надписи и настенные рисунки можно не только в Софии, они есть практически во всех религиозных сооружениях древнерусского времени. Например, в Кирилловской церкви, в Михайловской церкви Выдубецкого монастыря, в церкви Спаса на Берестово и на стенах Золотых ворот. Их нынче изучают специалисты.

"ЗАБОР" ТОЧНЕЕ ЛЕТОПИСЕЙ Граффити Софии свидетельствуют о сенсации, говоря едва ли не о поголовной грамотности киевлян 11—12 веков. Кроме сообщений, написанных "книжниками", писцами, есть автографы, оставленные обычными людьми, среди которых были женщины и дети. Если верить исследователям, то писали в основном грамотно, ошибки допускали в основном иностранцы.

Можно ли доверять этим граффити, ведь их содержание иногда расходится с летописными свидетельствами? Историки говорят, что можно, ведь человек, нацарапавший на стене, в отличие от летописца, не писал "под диктовку" князя. Да и сами летописи, дошедшие до наших времен, далеко не оригиналы, а во многом лишь позднейшие списки. Тут — как в игре "испорченный телефон": часть информации в письменах искажалась даже неумышленно, зато на стенах в основном писали правду.