Пожар на нефтебазе под Киевом: подробности, версии и последствия

10 июня 2015, 08:00
Нефтебазу тушили 300 человек, 10 единиц техники сгорело, версий ЧП — три

Фото: AFP

Украину потрясла новая трагедия: утром на горящей нефтебазе в селе Крячки Васильковского района на Киевщине произошел страшный взрыв, в результате которого погибли четыре человека, а 12 с тяжелейшими ожогами были доставлены в больницы Киева и Василькова. На момент сдачи номера в печать спасатели продолжали бороться с огнем, который угрожал перекинуться на соседние с базой воинскую часть, где находились боеприпасы, и еще одну нефтебазу. По разным оценкам, на разрешение ситуации отводят от 12 до 24 часов.

Как мы сообщали, нефтебаза загорелась еще вечером в понедельник. Огонь вспыхнул в резервуаре с топливом объемом 900 куб. м и спустя пару часов перекинулся на три других резервуара с нефтепродуктами. Ближе к полудню горели уже все 17 резервуаров базы. В пгт Глеваха был создан оперативный штаб. Приехали глава МВД Арсен Аваков, мэр Киева Виталий Кличко, секретарь СНБО Александр Турчинов. На тушение пожара бросили 62 единицы техники и более 300 человек: 213 спасателей, 80 человек личного состава Минобороны и 15 работников "Укрзализныци", которые предоставили три пожарных поезда. Для оцепления территории была поднята Нацгвардия. Пожар был настолько сильным, что сгорели 10 пожарных машин и карет "скорой"!

Реклама

"Сегодня" побывала на месте катастрофы. Облако черного дыма видно было еще на выезде из Киева, с окружной дороги, а через 20 км от столицы по Одесской трассе уже отчетливо чувствовался запах гари. По встречной полосе в Киев ехали скорые. Они перевозили пострадавших.

Близ эпицентра ЧП скопилось множество пожарных машин и бригад скорой помощи. Спасатели называли происходящее крупнейшей в истории Украины катастрофой. Возле пожара из-за густого тяжелого дыма было темно, как ночью. Днем в окрестных поселках прошел черный дождь, но даже без него на одежде, коже и транспорте оседали черные пятна от гари. Близ озер собрались пожарные, которые качали воду, и местные, наблюдавшие за процессом. "Все началось с тонкой струйки дыма около 16:30. Пожарные же приехали уже после 18:00. Взрывы начались с утра, мы насчитали четыре (по другим сведениям, семь. — Авт.)", — рассказывает нам очевидец из села Крячки Андрей Замеркин. В поселке Голодный Хутор местных эвакуировали. "По домам ходила милиция, советовали выехать, мол, боеприпасы с расположенного тут склада никто не вывозил, опасно (к обеду, по официальным данным, их вывезли. — Авт.). На ночь мы все окна закрыли, завесили мокрыми полотенцами, дышать было совершенно нечем", — говорит Таисия Подгорная.

Часть жителей ближайших поселков вывозилм вещи и уезжала, но многие оставались дома, не выходя на улицу. Главная беда — будущий урожай: "Если ветер чуть стихнет и осадок выпадет сюда — мы без еды остаемся", — говорит Таисия Подгорная. Есть такие, кто не спешит спасаться. "Скотина кушать хочет, надо накосить травы, — говорит Григорий Васильев. — Детей поотправлял. Оно же как — сначала чуть-чуть было, а потом рваться начало, бах, бах! Жарко сразу стало. Свет и газ отключили. Если что — в хату спрячусь или в подвал".

Реклама

А вот местные мальчишки недовольны мерами безопасности. "Вчера еще можно было пройти поближе, а сегодня повсюду солдаты, — жалуются девятиклассники. — А завтра у нас выпуск. Правда, не понятно, будет или нет".

Мы встретили спасателя, выбравшегося из леса. "Я в магазин вызвался, воды купить, — говорит он. — Да и отдышаться, там страшно, я за всю жизнь такого ада никогда не видел! А из защиты — марлевые повязки. Но мы держим пожар, окружили базу по периметру. Воду подаем за 2,5 км. Местные озера, что поближе, уже сухие, всю выкачали из них..."

Пока одни в ужасе бежали, другие, наоборот, стремились посмотреть на происходящее поближе. "Я уже четвертый раз сюда везу людей, — говорит васильковский таксист Александр. — Все хотят сделать снимок — такое же раз в 10 лет бывает".

Реклама

Кабмин поручил Минэкономразвития выделить средства на ликвидацию и помощь семьям пострадавших и погибших. Сколько получат люди, пока не ясно. К вечеру пожар локализовали, однако пламя все еще продолжало бушевать.

Скорая помощь. Перевозила в столицу пострадавших. Фото А. Бойко

Спасатели: "помним только вспышку"

Всего, по данным МВД, за сутки во время пожара пострадали 13 человек, 4 погибли.

Раненые начали поступать в Васильковскую центральную районную больницу с ночи, сразу после первого взрыва. Всего к утру сюда привезли 12 спасателей и работников нефтебазы. Под госпиталем собрались несколько десятков машин скорой помощи и около сотни родственников и друзей, чтобы узнать о состоянии здоровья своих близких. Около 7:00 один из раненых скончался в реанимации. Тела еще троих спасателей, которые считались без вести пропавшими, нашли лишь вечером.

Но в местном госпитале пострадавшие находились недолго, стабилизировав их состояние, медики перенаправили людей в киевские клиники. "К нам поступили 12 человек. Всем оказана медицинская помощь, некоторые отправлены на специализированное лечение в столичные больницы. У девяти человек — ожоги разной степени тяжести. У одного человека тепловой удар, еще один отравился продуктами горения и еще один поступил с ушибом коленного сустава. Эти трое человек оставлены в Василькове", — рассказал "Сегодня" главврач больницы Василькова Василий Маркуш.

Умершим на операционном столе был 39-летний сотрудник нефтебазы, азербайджанец по национальности Артур Арустамян: он получил ожоги 90% тела. "Сегодня" удалось связаться с женой погибшего, однако женщина только плачет в трубку. "Мне ничего не надо", — говорит супруга. В больнице нам рассказали, что по поводу смерти Артура приходила лишь дальняя родственница, поскольку его семья живет в Белой Церкви.

У тех пострадавших, которые остаются в больницах, ожоги от 10 до 90% тела, но их состояние, по словам врачей, стабильное. В Киевскую областную больницу (ул. Багговутовская, 1) привезли шестерых. "Четыре человека сейчас находятся в реанимации в крайне тяжелом состоянии. У них более 40% ожогов тела. Еще два человека помещены в ожоговое отделение. У них 20% ожогов тела. Пока прогнозировать что­-то относительно пострадавших рано", — рассказали "Сегодня" в Киевской областной больнице. По словам персонала клиники, те пострадавшие, которые пришли в сознание, ничего не помнят, кроме вспышек и взрыва, и спрашивают, выжили ли их коллеги. "Один миг — и всех отбросило. Ничего не помню!" — пересказывает слова пострадавших одна из медсестер.

"Мой сын был там вместе с мужем. Оба спасатели. Мужа нашли, уже доставили в больницу, обещают, что поправится. Сына пока здесь нет, мы тут все уже извелись ждать вестей, но никто ничего не говорит. Как же так, что прямо вдвоем?!" — рыдая, делится жена одного из раненых, не желая называть свое имя. В больницу женщина приехала из Козятина вместе с родственниками. В зале для ожидания, сдерживая слезы, сидел отец еще одного спасателя. "Не могу говорить от слез. Лишь бы выжил".

Впрочем, в областную больницу в течение дня приходили многие родственники. "Ищу парня, может, его сюда привезли. О нем информации нигде нет", — рассказывает девушка Ирина. Остальные пострадавшие с разными ожогами тела находятся в Киевском ожоговом центре.

Больница. С утра родные ждали сведений о своих близких. Фото А. Бойко

ИЩУТ ВИНОВНЫХ. Тем временем в СНБО заинтересовались расположением нефтебазы в опасной близости от военной части, склады которой находятся в 30 метрах. Секретарь СНБО Александр Турчинов, который выехал на место пожара, заявил, что уже изымаются документы по этому делу. "Нефтебазу незаконно построили во времена Януковича, когда деньги решали любые вопросы. Все причастные к этой опасной ситуации: кто давал разрешение на размещение, кто подписывал документы, — будут сидеть на скамье подсудимых", — подчеркнул Турчинов. По его словам, из самой части боевой арсенал вывезли. Местные жители сетуют, что давно не в восторге от соседства нефтебазы с военным объектом. "Многие жаловались уже давно, как тут можно нефтебазу строить, если и населенный пункт рядом, и военный склад", — говорит "Сегодня" Таисия Подгорная.

Версии: поджог и неосторожность

Версий причин случившегося — несколько. По мнению милиции, виной всему могло стать нарушение правил хранения нефтепродуктов. По словам советника главы МВД Зоряна Шкиряка, именно по этой статье — "за нарушение установленных требований пожарной безопасности" (до 3 лет тюрьмы. — Авт.) — уже возбуждено уголовное дело. Нормы, как говорят эксперты, могли быть нарушены и при строительстве. "На упомянутой нефтебазе, в частности, топливные емкости стоят вплотную друг к другу, вокруг них нет противопожарных земляных валов", — говорит президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. Не отбрасывают в МВД и версию технических неполадок.

Поджог. Эту версию тоже рассматривают в МВД, на ней настаивают и местные жители (отмечая множество слухов о подбрасывании взрывпакетов на нефтебазу), и непосредственно собственники. "Мы не исключаем, что возгорание произошло в результате теракта. С 22 апреля 2014 года наши АЗК подвергаются спланированному внешнему давлению. 28 декабря на АЗК в Киеве было взорвано самодельное устройство, а 10 января на станции в Броварах произошел мощный взрыв, который привел к возгоранию газового модуля", — заявили в сети АЗС "БРСМ-Нафта".

Тушили сами. В ГСЧС отмечают, что если бы звонок на 101 поступил сразу после возгорания, около 16:00, а не в 17:29 (работники сначала пытались справиться своими силами), таких масштабов катастрофы, возможно, удалось бы избежать. Но по словам собственников базы, приехавшие пожарные не были обеспечены необходимыми средствами для оперативной ликвидации происшествия, а пенообразователем обеспечили их непосредственно представители сети АЗС, после того как ресурсы спасателей закончились.

"Готовили" бензин. "По информации наших источников, пожар якобы произошел в результате нелегального приготовления нефтепродуктов, — заявил директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. — В этом случае могла пойти неконтролируемая химическая реакция и возникнуть возгорание уже во время перекачки топлива. Возможно, пытаясь скрыть эти факты, с большим опозданием и вызвали пожарных. На видео видно, что там стоят установки для смешивания компонентов топлива...".

"БРСМ": "наша версия — поджог"

Загоревшаяся нефтебаза эксплуатируется сетью АЗК "БРСМ-Нафта". На сайте компании значится, что она импортирует топливо с нефтеперерабатывающих заводов Литвы, Румынии и Беларуси. Проблемы возникают у сети не впервые. Напомним, 22 апреля 2014 года на заправке БРСМ на трассе Киев—Золотоноша произошел взрыв, в результате которого погибло шесть человек. Прокуратура предъявила обвинения трем служебным лицам, которые подозреваются в нарушении требований нормативных актов при проектировании станции. "БРСМ-Нафта" опровергает версию прокуратуры и настаивает на том, что взрыв был сплани­рован с целью дискре­дитации сети.

В случае с пожаром на нефтебазе руководство компании уверено, что это спланированное нападение конкурентов. "В качестве основной версии мы рассматриваем умышленный поджог. С 22 апреля 2014 года наши АЗК подвергаются спланированному давлению и нападениям неизвестных лиц, — говорят в пресс-службе "БРСМ-Нафта". — Так, 28 декабря на АЗК в Киеве было взорвано самодельное устройство. Мы расцениваем это как прямое запугивание владельцев, персонал и инвесторов в противозаконной конкурентной борьбе заинтересованных лиц".

СМИ и эксперты топливного рынка связывают деятельность БРСМ с экс-министром энерге­тики и углепрома Эдуардом Ставицким. Сам он это отрицал, но именно при нем началось массовое строительство АЗК по стране. После бегства Ставицкого сеть заправок частично сократилась.

"Бензин с АЗС не исчезнет"

Пожар на нефтебазе не приведет к дефициту с бензином и дизтопливом не только в Украине, но даже в Киевской области, уверены эксперты топливного рынка. "Заправок "БРСМ" в Украине — 143 из 6500, это менее 2% рынка, — разъяснил нам замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. — Большинство из них расположены в Киевской области вдоль основных автотрасс. Поэтому потребители без топлива не останутся. Но я не исключаю, что возможны кратковременные перебои с ним на заправках самой сети". С ним согласен и директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн: "На рынке масса поставщиков и других, более крупных сетей, поэтому говорить о каком-то дефиците бензина из-за пожара на одной нефтебазе не приходится".

Местные: скупают продукты и прячутся в подвалах

Вчера днем власти объявили эвакуацию близлежащих городов, однако организованно людей не вывозили. Украинцы покидали села на своем и общественном транспорте. Другие сметали продукты с полок супермаркетов. Началась паника. А к вечеру улицы совсем опустели. Те, кто решил не уезжать из своих домов, прятались в квартирах и подвалах. В соцсетях появилось множество просьб о помощи: местные просили по возможности передавать респираторные маски, а волонтеры собирали средства на лекарства пострадавшим. "Пожар усиливается, стоит сильный шум, все трещит, а из-за дыма не видно даже солнца, на улице темно", — пишет Андрей Деледивка. "Живу в Здоривке, это пара километров от пожара. Паникеров уже много, но пока у нас дышать есть чем, хотя ночью спали с закрытыми окнами, чтобы гарью не дышать. Сегодня шел черный дождь. А сам дым заходит за наш поселок и оседает дальше", — рассказывает еще один местный житель Андрей Роздобудько. Многие еще до эвакуации старались вывезти детей как можно дальше. "Это ад! Прошел "черный" дождь, мы задыхаемся! Переживаю за ребенка, — не просто же костер, нефть горит. Но есть возможность вывезти его только в пределах 10 км, а кто знает, будет ли этого достаточно", — говорит Евгения Котенко. "Мне некуда выезжать, поэтому я буду прятаться в подвале своего дома, заберу туда кур и своего пса", — рассказала нам пожилая жительница Крячек. К слову, горящую нефтебазу, несмотря на весь кошмар и взрывы, охранял черный небольшой пес. Как его ни пытались отозвать или забрать, животное продолжало лежать у ворот базы.

Есть среди местных и очевидцы начала пожара. "Мы живем в Калиновке, это около 5 км от пожара. Паники в поселке много! Кто из дому не выходит, кто уехать собирается. Мы детей и сами отправили в соседнее село к знакомым. С мужем пока остались тут, ведь и бизнес, и хозяйство бросить страшно. Но чуть позже объявили общую эвакуацию, теперь думаем, куда можем выехать, а пока повезем медикаменты и респираторы в больницу", — рассказывает одна из очевидцев возгорания Инна Литвин. Инна успела побывать на базе еще в понедельник, когда такой беды еще ничто не предвещало. "Увидели дым, услышали, что якобы что-то горит, и поехали посмотреть. Волновались, ведь у нас там работал наш знакомый — Артур. Как потом ока­залось, он был в эпицентре взрывана нефтебазе, 90% ожогов тела, скончался в реанимации в 6:30 утра", — говорит Инна. По ее словам, у погибшего, которому было всего около 39 лет, остались жена, дети и немолодая мать.