Прогулки по Киеву. По следам литературных героев-киевлян

10 июня 2011, 09:53
Герои Куркова пили кофе в "БЖ", а Некрасова — жили на Горького.

По адресу Крещатик, 6 стоял семиэтажный дом, описанный в очерке Булгакова «Киев-город»

Благодаря Михаилу Булгакову о существовании Андреевского спуска знают все читающие люди мира. К сожалению, это один из немногих счастливых примеров того, как киевская улица попала на всемирную литературную карту. О Киеве было написано не так уж и много — "Печерские антики" Николая Лескова (1883), "Киевские типы" Александра Куприна (1896), булгаковские "Белая гвардия" (1924) и "Дни Турбиных" (1925). Другим городам повезло больше — у них были Достоевский, Гиляровский, Гоголь, Джойс, Майринк. Мы предлагаем пройтись по литературным адресам на карте Киева — где жили герои Виктора Некрасова, учились гоголевские бурсаки и заметал следы своих делишек проворовавшийся завхоз из фельетона Булгакова.

ОБЕД В РЕСТОРАНЕ "ДИНАМО"

Реклама

В здании клуба D’Lux (ул. Грушевского, 3) до середины 90-х располагался лучший киевский ресторан "Динамо", построенный в 1934 году по проекту архитектора Иосифа Каракиса. Здесь по выходным обедала семья 13-летней Оли — героини повести Владимира Киселева "Девочка и птицелет". Для девочек поколения 70-х — 80-х эта книга была поистине культовой. Кстати, после того как Оля с папой обедали судаком, зажаренным в тесте, они ехали на Днепр — выпить речной воды (это в 1969 году!), а потом — в зоологический музей.

СИАМСКАЯ ПРИНЦЕССА

Реклама

В доме №6 на ул. Богдана Хмельницкого в начале ХХ века располагалась женская Фундуклеевская гимназия. В 1903 году ее закончила Екатерина Десницкая — в будущем принцесса Таиланда. (Тогда он еще назывался Сиамом.) Ее история, ставшая городской легендой, описана в "Книге о жизни" Константина Паустовского. Правда, в книге принцессу зовут Маруся Весницкая и с принцем Чакрабонгом она познакомилась в Киеве, а не в Петербурге, как это было на самом деле. И вопреки романтической гибели "сиамской принцессы", описанной Паустовским – якобы завистники подсыпали ей в еду толченое стекло, Десницкая скончалась в Париже 75 лет от роду.

ДРЕВНЕРУССКИЙ СЫЩИК

Реклама

В эпоху Киевской Руси на Контрактовой площади располагался городской Торг – главный киевский рынок. Каждый завсегдатай Торга знал, что до полудня у лавочки купца Саида можно найти вольного сыщика Хотена – главного героя исторического детектива Станислава Росовецкого "Сыщик князя Изяслава". По своим повадкам средневековые частные детективы мало отличались от своих собратьев из ХХ века: они также много пили, ввязывались в неприятности, периодически получали тяжелыми предметами по голове. Но всегда докапывались до истины, чего бы им это не стоило.

СГОРЕВШАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ

По адресу Крещатик, 6 стоял семиэтажный дом, описанный в очерке Булгакова "Киев-город" (1923 год). "По точному свидетельству туземцев, — пишет Булгаков, — было в этом здании учреждение хозяйственно-продовольственного типа. И был, как полагается, заведующий. И, как полагается, дозаведовался он до того, что или самому пропасть, или канцелярии его сгореть. И загорелась ночью канцелярия". Так это или нет, но дом действительно сгорел в 1919 году и был отстроен заново через восемь лет.

КОБЗАРЬ ЛЮБОВАЛСЯ ДНЕПРОМ

Сейчас на ул. Ивана Мазепы, 21 располагается Музей книги. А еще во времена Тараса Шевченко здесь находилась старейшая киевская типография. С высокого крыльца этой типографии любовался видами Киева лирический герой шевченковской повести "Близнецы" (1855). "Мне кажется, нигде никакая внешность не дополнит так сердечной молитвы, как вид с типографского крыльца", – читаем в повести. Прекрасный вид сослужил смотровой площадке дурную службу: в сентябре 1941 года здесь взлетел на воздух наблюдательный пункт немецкой артиллерии. После реконструкции крыльцо "друкарні" выходит во внутренний двор.

ГДЕ УЧИЛСЯ ХОМА БРУТ

В помещениях Киево-Могилянской академии (ул. Сковороды, 2) с 1817 года располагалась духовная семинария. Именно отсюда одним жарким летом отправились на летнюю "вакансию" богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець. Какие страшные и удивительные приключения ожидали на каникулах бурсака Хому Брута — главного героя гоголевского "Вия", вы и так знаете. А вот на каком именно "краю Киева" гремела свадьба в "Страшной мести" — единого мнения нет. Вероятнее всего, в Голосеево.

ЗДЕСЬ БЫЛ ТОВАРИЩ ПОКОЙНИКА

В полуподвальном кафе на Большой Житомирской, 8/14 (в киевском фольклоре известное как "бэжэ") потягивает классическую "двойную половинку" главный герой повести Андрея Куркова "Милый друг, товарищ покойника". Разочаровавшись в жизни, он не может сам свести счеты с ней и предпочитает "заказать" сам себя киллеру. "Мне оставалось теперь только выбрать кафе в котором я хочу быть убитым, и время для этого эффектного события", – размышляет герой, потягивая кофе. Письмо убийце, в которое вложена фотография "жертвы", он отправит из почтового отделения, которое находится буквально за углом — на ул. Владимирская, 8.

ГОРОД ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

В доме №38 на ул. Горького, в коммуналке на третьем этаже, жили Шура и Николай Митясовы — герои повести Виктора Некрасова "В родном городе" (1954). Это история разведчика, который в 1943 году возвращается после ранения в Киев и пытается найти себя в мирной жизни. Вместе с героями книги мы можем пройтись по Киеву последних двух лет войны.

Здесь упоминаются и старейшая киевская аптека на углу Владимирской и Большой Житомирской, и закусочная на Госпитальной, которая не сохранилась до наших дней. Но самое главное, что в этой повести впервые дом №15 на Андреевском спуске был назван "Замком Ричарда Львиное Сердце". По Некрасову, так его прозвали "мальчишки с окрестных улиц".