Прогулки по Киеву: тайны музея меценатов Ханенко

28 января 2011, 12:23
Посмотрите на шкатулку для мощей, волхвов и инфанту.

Веласкес. Портрет инфанты Маргариты

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, расположенный на ул. Терещенковской, известен далеко за пределами страны. Ядром коллекции стало частное собрание выдающихся украинских меценатов конца XIX — начала XX веков Богдана Ивановича и Варвары Николовны Ханенко. Первые картины для своей коллекции супруги Ханенко приобрели в 1874 году, в свадебном путешествии. К началу XX века коллекция охватывала уже пять столетий — от второй половины XIV до XIX века. Кроме живописи и предметов старины, Богдан Иванович также собрал огромную библиотеку — около 10 тыс. книг, треть из которых — по искусству. Музей существенно пострадал во время войны — 11 ящиков с экспонатами, которые вывезли из музея немцы, сгорели во время бомбежки где-то под Кенигсбергом.

НАСТОЯЩИЙ ВЕЛАСКЕС

Реклама

Когда в коллекции Ханенко появилась работа великого Веласкеса, это событие вызвало настоящий фурор среди киевских ценителей прекрасного. Богдан Иванович очень эффектно обставил презентацию портрета инфанты Маргариты, которая состоялась в феврале 1912 года. Полотно, купленное в Гамбурге на распродаже коллекции консула Вебера, коллекционер привез в Киев в обстановке строжайшей тайны. Когда в разгар организованного по такому случаю банкета коллекционер сдернул покрывало с картины, собравшиеся были поражены. Выдающийся русский живописец Михаил Нестеров писал, что это полотно сделало бы честь и самому Эрмитажу. И хотя это только набросок к портрету, который хранится в испанском музее "Прадо", искусствоведы оценивают его в $10 млн.

ПОЧТИ ТИЦИАН

Реклама

Любимая картина в коллекции Ханенко. При его жизни считалось, что это оригинальное полотно Тициана "Венера посвящает вакханку в тайны любви". Но советские исследователи установили: это всего лишь подражание мастеру неизвестного художника-венецианца XVII века. Ханенко переиначил легкомысленный сюжет полотна и назвал его "Аллегория". История покупки прозаична: коллекционер приобрел "Аллегорию" у почтмейстера Семенова, который нуждался в деньгах, проигравшись в карты.

ШКАТУЛКА ДЛЯ МОЩЕЙ СВЯТОГО

Реклама

Это реликварий — шкатулка, в которой хранились мощи святого. Ханенко приобрел его на распродаже коллекции герцога Вердюра в 90-х годах XIX века. Согласно легенде, реликварий принадлежал монахам-францисканцам. Он расписан неизвестным мастером первой трети XIV века в манере Джотто — художника, которого называют родоначальником итальянской живописи. Реликварий прекрасно сохранился, даже медные застежки на нем — оригинальные.

ИКОНА КОЛЛЕКЦИОНЕРА

У этой иконы молился Богдан Иванович Ханенко. Его жена Варвара Николовна купила "Мадонну с младенцем Христом и Иоанном" работы Пьера Франческо Фиорентино (приблизительно 1470—1500) специально для супруга — сама она отдавала предпочтение французским живописцам. Коллекционер считал "Мадонну" жемчужиной своего собрания — разумеется, после "Аллегории". Во-первых, это был подарок Варвары Николовны, во-вторых, Ханенко высоко ценил работы итальянских художников XIV—XV вв. — за искренность чувств.

"ВОЛХВЫ" ИМЕНИ ХАНЕНКО

Этот диптих (картина из двух частей, соединенных вместе) работы неизвестного голландского живописца XV века вписал фамилию Ханенко в историю мирового искусства. Богдан Иванович первым описал диптих, купленный в коллекции принца Боргезе в Риме, и теперь во всех каталогах мира он так и называется – "Ханенковское поклонение волхвов". А такая честь выпадает не многим коллекционерам и исследователям. Кроме того, благодаря коллекционеру безымянный голландский художник обрел имя — в историю он вошел как мастер "Ханенковского поклонения волхвов".

ДОН КИХОТ ОТ ИСКУССТВА

Ханенко придавал интерьерам музея большое значение: искусством нужно наслаждаться в соответствующей обстановке. "Золотой кабинет" в стиле XVIII века — не исключение. В этот плафон (фрагмент потолка с росписью) "Апофеоз Дон Кихота" работы Барбудо Санчеса коллекционер вложил особый смысл. Он иронизирует над собой, сравнивая себя с рыцарем-романтиком. Если предки Ханенко посвятили себя военному делу и государственной службе, то Богдан Иванович — собиранию картин.

КИЕВСКИЙ ФРАНСИСК

"Молитву святого Франсиска Асисского" кисти Луиса де Моралеса художник и коллекционер Илья Остроухов купил в 1899 году у антиквара в Толедо специально для Ханенко — в подарок к 50-ленему юбилею коллекционера. Этот подарок был со смыслом: как святой Франсиск, который был успешным торговцем, но посвятил себя служению Богу, Богдан Ханенко отказался от карьеры юриста, чтобы посвятить себя коллекционированию предметов искусства.