Реформа ЖЭКов в Киеве: работники боятся сокращений, а власти уверяют, что качество обслуживания улучшится

9 апреля 2015, 10:53
С 1 мая в каждом из 10 районов столицы появится по одному коммунальному предприятию

Коммунальщики. Жалуются на сокращения и большие объемы работ / Фото: Григорий Салай

В Киеве грядет глобальная коммунальная реформа. С 1 мая, вместо жэков в каждом из 10 районов столицы появится по одному коммунальному предприятию — "Управляющая компания по обслуживанию жилфонда". Власти говорят, что благодаря таким изменениям улучшится качество обслуживания домов и содержания придомовых территорий. Пострадают при этом только некоторые сотрудники жилконтор, которых уволят. А в жэках жалуются на увольнения и на то, что теперь придется делать в два раза больше работы, чем было.

СОКРАЩЕНИЕ. По словам директора департамента ЖКИ Дмитрия Новицкого, уже с 1 мая жэки перестанут быть отдельными юрлицами и перейдут "в подчинение" управляющих компаний. Но жителям переживать не нужно: привычные "конторы" останутся на прежних местах и будут решать все те же задачи. Просто начальство у таких контор будет сосредоточено в управляющей компании.

Реклама

Власти уверяют, что качество обслуживания горожан после реформы улучшится. "Так мы решаем несколько задач. Первая — улучшение обслуживания жителей. Мы просто сокращаем часть персонала жэков: если раньше в районе было 10 директоров и бухгалтеров, то останется только по одному. А зарплаты, которые платили этим людям (около 10 млн в год), перенаправят на содержание домов, ремонты и другие нужды. Также мы получаем единую систему управления предприятиями, которые обслуживают жилой фонд", — поясняет Новицкий.

Власти обещают, что слесарей, ремонтников и электриков сокращение не коснется. Но в жэках опасаются такого развития событий и говорят, что под сокращение попадают сотни людей. В одной из жилконтор нам рассказали, что у них из 70 работников остается только 22. "Штат сокращают в три раза. В конце апреля уже попрощаемся. А оставшиеся люди будут обязаны выполнять ту же работу, что и раньше", — рассказали нам в одном из жэков.

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ. Создание одного КП на весь район не означает, что все несколько сотен тысяч жителей будут ходить со своими проблемами по одному адресу, подчеркивают власти. "Киевлянин, который привык ходить, например, в жэк №405, может и дальше туда обращаться", — говорят в мэрии. Также создают единую систему диспетчеризации для всех предприятий. Для обработки всех коммунальных вопросов (прием жалоб, заявок, сообщений о нарушениях и т. п.) работает диспетчерская 1557, которая будет интегрирована в общегородской колл-центр 1551. Благодаря этому можно будет вести электронную базу данных поступивших звонков и лучше контролировать решение проблем. Пока же, как говорят в жэках, их диспетчеры продолжают работать по- старому.

Реклама

КОНТРОЛЬ. "Эта реформа нужна, чтобы сосредоточить управление всем районом в одних руках. Представляете, сколько будет "зарабатывать" директор такого КП, скажем, в Печерском районе?" — скептически говорят сотрудники жэков. Эксперты согласны в одном: коррупционные схемы возможны при любой системе. "Раньше были случаи, когда выделялись деньги на ремонт в подъездах, где люди уже сами все отремонтировали. А жэк списывал средства, и отчитывался за якобы проделанную им работу. Будет ли такое повторяться после реорганизации — зависит от того, какой человек возглавит КП, будет ли какой-то контрольный орган над этим начальником, и насколько будет налажена обратная связь с жителями", — говорит руководитель Института города Александр Сергиенко.

Киевляне: главное — чтобы не остался один электрик на район

В департаменте ЖКИ говорят, что следующая задача, поставленная перед новыми предприятиями, — создание центров обслуживания киевлян. "Сегодня комуслуги — газ, вода, электричество, тепло — поставляются монополистами напрямую в квартиру, и по любым проблемным вопросам людям нужно обращаться в разные предприятия. Мы же создадим центры обслуживания, где люди смогут получить консультацию по всем вопросам в одном месте", — говорят в департаменте. Киевляне о грядущих новшествах слышали мало. А те, кто в курсе предстоящих изменений, говорят: лишь бы не стало хуже. "Главное — чтобы не было так, что на район останется один сантехник или электрик", — говорит жительница Сырца Ольга Даниленко. А житель Троещины Александр — доволен. "Несколько лет я пытаюсь решить проблему с отоплением в квартире. Сто раз обращался к директору нашего жэка, но без толку. Если вместо этого человека будет работать профессионал, я только за", — говорит он.