Самые красивые заглохшие проекты Киева: американские аттракционы в Гидропарке и 250-метровая обзорная башня

28 октября 2018, 01:00
Диснейленд в Гидропарке, канатная дорога возле Днепра, уютные острова, подземный музей на Подоле и новый прозрачный пешеходный мост в центре

Вместо Ленина. Идея обустройства территории в начале бульвара Шевченко, проект участвовал и в международном конкурсе "Территория достоинства". Фото: terradignitas.kga.gov.ua

"Сегодня" вспомнила самые яркие проекты, о которых власти заявляли в последние годы, но которые так и не реализовали в Киеве. Некоторые из них забыты вовсе, а другие еще имеют шанс.

Декоммунизация: место Ленина и Музей на ВДНХ

8 декабря 2013 года активистами был снесен памятник Ленину в начале бульвара Шевченко. Скульптуру разнесли на куски, а в живых остался только постамент. Место вот уже пять лет "отдыхает". Хотя звучало множество идей по обустройству этой территории, все они не нашли поддержки.

Реклама

Через пару месяцев после того, как вождь мирового пролетариата пал, активисты водрузили на освободившееся место "Золотой унитаз" — символ коррупции власти. Он простоял всего несколько дней, а потом исчез.

Символ коррупции. "Золотой унитаз". Фото: А. Яремчук

Реклама

После событий на Майдане на месте Ленина жители предлагали установить скульптуру Богоматери, памятники меценатам Лазарю Бродскому и Николаю Терещенко. А одной из самых интересных была идея скульптора Константина Скритуцкого создать здесь необычное публичное пространство — площадку с уникальными часами без стрелки, возвышающуюся над землей. По задумке, на ней можно было бы проводить концерты под открытым небом, выставки или попросту устраивать свидания. Бизнесмен Гарик Корогодский готов был даже спонсировать проект, но и это предложение власти не поддержали. Локация в начале бульвара Шевченко фигурировала и в масштабном международном архитектурном конкурсе "Территория Достоинства", участники которого предлагали свои концепции по преобразованию центра города после кровавых событий 2013—2014 годов. Увы, результаты этого конкурса тоже остались невостребованными. Периодически постамент памятника Ленину украшали временными арт-объектами. К примеру, в рамках проекта фонда "Изоляция", устанавливали инсталляцию под названием "Бесконечное празднование" со светодиодными ликами вождя мирового пролетариата, поп-певицы Мадонны и Девы Марии. Или "Ритуал природы", когда колонну по всему периметру обсадили мятой и розмарином (вспомним и тот факт, что часть зелени тут же ободрали прохожие). В конце концов, год назад неизвестные взяли дело в свои руки и установили на порядком потрепанном постаменте большой трезубец, он стоит здесь до сих пор. А в конце сентября территорию у постамента украсила гигантская синяя рука — временный арт-объект Middle Way румынского скульптора Богдана Раци, вызвавший немало шуток. К вопросу упорядочивания пространства "навсегда" в ближайшее время возвращаться не собираются.

Middle Way. Синяя рука вызвала немало шуток. Фото: Г. Салай

Реклама

Зависла в воздухе и идея создания в Киеве Музея монументальной пропаганды СССР, которую обсуждают уже не один год. В мае 2017 года наконец-то определились, что он появится в парковой зоне на ВДНХ. Спустя полгода в Киевраде заявили, что есть не только площадка, но и концепция будущего музея, а собирать советские монументы под открытым небом столица будет совместно с Минкультом и Институтом национальной памяти. Анонсировали, что первым на ВДНХ переедет с бульвара Шевченко памятник Щорсу с отбитой ногой коня. Прошел почти год, но никаких подвижек в этом направлении жители столицы не заметили — Щорс не торопится покидать насиженное место, а новую площадку не спешат обживать.

Концепция. Определились с местом для Музея советской пропаганды — это парковая зона на ВДНХ. Фото: Киеврада

Прозрачные: фуникулер и мост

В начале 2018 года мэр Киева Виталий Кличко сообщил о планах уже в этом году кардинально обновить киевский фуникулер. Старые вагоны собирались поменять на новые, современные — с прозрачными крышами, кондиционерами, видеокамерами, мониторами и местами для перевозки велосипедов и колясок. Скорее всего, эти планы тоже будут отложены в долгий ящик.

"Сейчас проводятся переговоры с Европейским инвестиционным банком относительно возможности финансирования реконструкции фуникулера. Информация о сроках, стоимости работ будет известна после определения подрядной организации (победителя тендера) и подписания соответствующего договора", — рассказали в "Киевпастрансе".

Кстати, на портале Prozorro тендер на закупку таких вагонов на сумму 232 млн грн объявляли несколько раз, однако торги так и не состоялись. В конце сентября замглавы КГГА Дмитрий Давтян заявил, что до конца года, после подписания необходимых договоров, планируют снова огласить тендеры на обновление пассажирского транспорта. На фуникулер, по его словам, будет направлено 6,5 млн евро. За эти деньги заменят не только кабины, но и главный механизм, линейное оборудование и систему управления. Но когда мы увидим окончательный результат — пока вопрос.
В этом году обещали начать и строительство пешеходного мостика между Крещатым парком и Владимирской горкой. Напомним, еще в 2013 году мэрия провела архитектурный конкурс на лучший проект такого моста. Тогда первое место поделили бюро из Швейцарии и Испании, а третье заняла команда из Великобритании. Было решено объединить идеи всех трех проектантов, но до реализации дело так и не дошло. Эти проекты успешно канули в лету, а в 2017 году в КГГА презентовали совершенно новый. В частности, было предложено возвести зигзагообразный мост на высоких легких опорах, с велодорожками, стеклянными перилами и островками, чтобы можно было смотреть вниз. От идеи строительства власти не отказались. Сейчас этим вопросом занимается КП "Инженерный центр".

"Строительство начнется после определения подрядной организации согласно закону Украины "О госзакупках", — говорят в КП.

Отметим, что только 17 сентября на портале Prozorro был оглашен тендер на строительство мостика на сумму 260  млн грн.

Также на днях на странице мэра в Facebook появилась видеопрезентация объекта.

"До конца весны следующего года планируем презентовать еще одну локацию для прогулок. Мостовой переход из бетона и стекла будет длиной 210 м. Ширина будет разной: от 6 м в регулярных зонах до 14 м в зонах смотровых площадок", — снова пообещал Кличко. Что ж, ждать осталось недолго.

2013 год. Таким был проект победителей международного конкурса. Фото: kga.gov.ua

2018 год. Этот проект обещают реализовать уже в следующем году. Фото: КГГА

Острова и склоны: канатка, башня и аллея

За последние годы было предпринято несколько попыток привести в порядок берега Днепра, обустроить Днепровские острова и склоны. Киевлянам показывали десятки красивых проектов, но ни одна идея так и не воплотилась в жизнь. Так, в 2011—2012 годах, когда руководящая верхушка города была другой, департаментом архитектуры был проведен масштабный международный конкурс "Днепровская жемчужина". Его участники предлагали свои варианты по развитию и благоустройству долины Днепра и трех десятков островов. Тогда победил проект команды из Румынии под названием "Голубая линия". В частности, они "мечтали" превратить запущенные территории в места для отдыха, соединить острова легкими плавучими конструкциями, проложить новые прогулочные маршруты, обустроить площадки для гольфа, на о. Муромец создать ботсад, а на Трухановом или Венецианском установить колесо обозрения. Но "не так сталося, як гадалося". О конкурсе успешно забыли.

"Голубая линия". Такими могли стать берега. Фото: КГГА

Также сошли на нет и планы построить в Киеве масштабную канатную дорогу, озвученные в 2009 году. Тогда презентовали проект, согласно которому возле арки Дружбы народов могла вырасти 250-метровая башня — центральная станция канатки. С нее прозрачные кабинки должны были отправляться на Европейскую площадь, Владимирскую горку, Мариинский парк и Труханов остров.
В прошлом году, уже с нынешним мэром Виталием Кличко и при участии уже другого главного архитектора Киева, в департаменте архитектуры презентовали новую Концепцию развития инфраструктуры прибрежных территорий и зон отдыха Киева. В ней снова вспомнили о создании канатной дороги, хотя показали уже совсем другие проекты, со станциями возле Арки дружбы народов, на Почтовой и Трухановом острове.

Канатка. Станция на Почтовой (проект 2017 года). Фото: КГГА

Также в концепции озвучили идею установки в Крещатом парке огромной обзорной башни (ее, к слову, презентовали год назад и на инвестфоруме). В то же время позаимствовали озвученную в 2013 году идею создать в Киеве "Аллею Соборности". Это 11-километровая пешеходно-велосипедная прогулочная зона по склонам Днепра — от арки Дружбы народов до Печерского ландшафтного парка. На ней, по планам, должны обустроить 24 обзорные площадки по числу областей Украины с какими-то отличительными "изюминками" этих регионов. Дождутся ли киевляне обещанного, неизвестно. В КГГА говорят, это зависит от разных факторов, в том числе от наличия инвесторов. Пока не исполнилось и обещание мэра обустроить в Гидропарке парк аттракционов наподобие Диснейленда.

Концепция 2017 года. Обзорная башня в парке. Фото: КГГА

Новый Подол: площадь с музеем

Не один год власти обсуждают и реновацию столичного Подола. Еще в 2009 году были озвучены масштабные планы по реконструкции Контрактовой площади и прилегающих территорий, а концепцию даже одобряли на градостроительном совете. Тогда предлагали создать на Контрактовой площади подземный музей археологии со стеклянным куполом, чтобы киевляне и гости города смогли увидеть спрятанный под землей древний город. Хотели также воссоздать здание магистрата, которое в XIX веке планировал построить архитектор Уильям Гесте, а возле фонтана "Самсон" — отстроить городскую ратушу, сгоревшую в 1811 году. Также хотели вернуть вид площади, который она имела несколько веков назад. Как часто бывает, дальше обсуждений дело не дошло. Через несколько лет о Подоле снова вспомнили, но, конечно, идеи нужны были посвежее. В 2015 году был проведен блиц-конкурс на лучшее благоустройство Контрактовой площади, в котором победил проект "Киевская гостиная". Он также предусматривал создание подземного музея, комфортного общественного пространства и современного транспортного хаба. Из всего задуманного воплотилась в жизнь лишь капля: Контрактовую площадь и улицу Сагайдачного частично сделали пешеходными, а сквер у метро привели в порядок — сделали небольшой ремонт и убрали из него МАФы. Но на площади появилось другое новшество, не предусмотренное проектом-победителем. В последние дни 2017 года тут появилось колесо обозрения, которое установили изначально к Новому году, но и после праздников оно не исчезло, "прижилось".

"Киевская гостиная". Проект, победивший в конкурсе в 2015 году. Фото: Buro-o

Старейший дендропарк Украины: едем за золотом и легендами